Методы и приемы развития фонематических процессов

Страница 4

Такая систематическая тренировка позволяет усвоить и уметь различать термины “буква гласного” - “гласный звук”, “буква согласного” - “согласный звук”.

2. Далее следует комплекс тренировочных упражнений.

Приемы интонационного выделения звука.

Протяжное длительное произнесение каждого звука в слове. Усиленное, многократное произнесение взрывных согласных.

Проводится в такой последовательности:

длительное произнесение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак)

длительное произнесение согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные)

произнесение взрывных в начале слова (бббак, дддом, ппалка)

последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа).

Дети учатся правильно выделять звуки, контролировать себя. Прием самоконтроля – вставка выделенного звука обратно в слово.

Составление звуковой модели, чтение.

Игра: Звукоед похитил первый/последний звук. Какой? Помогите вернуть звук (лиса).

Игра: подбери слово, отличающееся твердостью согласного звука в конце (или мягкостью)

Хор – хорь, пыль – пыл, угол – уголь, конь – кон

Фонематический анализ слова.

Произнесение слова, которое будет анализироваться.

Используя прием говорения или скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель.

Постановка ударения (назвать слово и спросить с удивлением “Это барабан?”). В слоговой модели выделить ударный слог.

Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели.

Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику.

Слова для фонематического анализа берутся обычно в устной форме. Это загадка, предметная картинка или выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения.

Берется такая последовательность слов:

Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог).

Односложные трехзвучные слова (сом, ком, сад, лук и др.)

Односложные четырехзвучные слова (танк, куст, волк, полк, брат, свет, звук, свет, гром, свой).

Двухсложные четырехзвучные слова (луна, сова, сады, Люся, ямы, юла, кино и др.)

Двухсложные пятизвучные слова (кошка, миска, знамя, маяк, роют, поет и др.)

Двусложные шестизвучные слова (мрамор, сказать, привет и др.)

Трехсложные пятизвучные слова (улица, окуни, олени и др.)

Трехсложные шестизвучные слова (машина, радуга, ракета и др.)

Таким образом, приведенные в работе методы и приемы формирования фонетико-фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний дошкольников. Изложенные выше игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе. Применение игровых приемов дает возможность в течение 30-40 минут поддерживать работоспособность и интерес у детей с гиперактивностью и неустойчивым вниманием.

В ходе контрольного анализа после проведенной коррекционной работы с дошкольниками были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Тем самым, важно заключить, что наметились тенденции общего и индивидуального роста показателей детей экспериментальной группы до и после логопедической работы.

Сравнительные результаты обследования фонематических процессов детей с ФФН на констатирующем и контрольном этапах исследования были оформлены в итоговой таблице:

Таблица 2.2

Ф.И. ребенка

Баллы

Общий балл

Речевая ссс коммуникация

Произношение

Фонематическое м восприятие

Лексика

Грамматич. строй

Уровень речевого pppразвития

Констат. этап

2

2

2

3

2

11

Коля Б.

Оля Т.

3

3

3

2

1

12

Дима В.

4

3

4

1

2

14

Саша Р.

1

3

1

1

3

9

Лена Н.

2

2

2

4

2

12

Боря И.

4

2

2

2

4

14

Инна Ш.

5

3

3

3

3

17

Нина Ч.

2

2

1

2

2

9

Алеша К.

1

2

2

4

4

13

Таня П.

3

2

3

3

1

12

Ср.значение

2,7

2,4

2,3

2,5

2,4

12,3

Контрол. этап

4

3

2

3

3

15

Коля Б.

Оля Т.

2

3

3

3

2

13

Дима В.

1

3

1

2

2

9

Саша Р.

4

3

3

3

3

16

Лена Н.

4

2

3

3

4

16

Боря И.

2

2

2

2

2

10

Инна Ш.

3

3

3

3

3

15

Нина Ч.

3

3

3

4

3

16

Алеша К.

4

3

2

4

4

17

Таня П.

4

2

3

3

3

15

Ср.значение

3,1

2,6

2,4

3

2,9

16

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Культура, казахский фольклор
Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с больши ...

Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом нео ...

Образование России и тенденции мирового развития
Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения систем ...

Категории