Методы и приемы развития фонематических процессов

Страница 4

Такая систематическая тренировка позволяет усвоить и уметь различать термины “буква гласного” - “гласный звук”, “буква согласного” - “согласный звук”.

2. Далее следует комплекс тренировочных упражнений.

Приемы интонационного выделения звука.

Протяжное длительное произнесение каждого звука в слове. Усиленное, многократное произнесение взрывных согласных.

Проводится в такой последовательности:

длительное произнесение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак)

длительное произнесение согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные)

произнесение взрывных в начале слова (бббак, дддом, ппалка)

последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа).

Дети учатся правильно выделять звуки, контролировать себя. Прием самоконтроля – вставка выделенного звука обратно в слово.

Составление звуковой модели, чтение.

Игра: Звукоед похитил первый/последний звук. Какой? Помогите вернуть звук (лиса).

Игра: подбери слово, отличающееся твердостью согласного звука в конце (или мягкостью)

Хор – хорь, пыль – пыл, угол – уголь, конь – кон

Фонематический анализ слова.

Произнесение слова, которое будет анализироваться.

Используя прием говорения или скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель.

Постановка ударения (назвать слово и спросить с удивлением “Это барабан?”). В слоговой модели выделить ударный слог.

Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели.

Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику.

Слова для фонематического анализа берутся обычно в устной форме. Это загадка, предметная картинка или выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения.

Берется такая последовательность слов:

Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог).

Односложные трехзвучные слова (сом, ком, сад, лук и др.)

Односложные четырехзвучные слова (танк, куст, волк, полк, брат, свет, звук, свет, гром, свой).

Двухсложные четырехзвучные слова (луна, сова, сады, Люся, ямы, юла, кино и др.)

Двухсложные пятизвучные слова (кошка, миска, знамя, маяк, роют, поет и др.)

Двусложные шестизвучные слова (мрамор, сказать, привет и др.)

Трехсложные пятизвучные слова (улица, окуни, олени и др.)

Трехсложные шестизвучные слова (машина, радуга, ракета и др.)

Таким образом, приведенные в работе методы и приемы формирования фонетико-фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний дошкольников. Изложенные выше игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе. Применение игровых приемов дает возможность в течение 30-40 минут поддерживать работоспособность и интерес у детей с гиперактивностью и неустойчивым вниманием.

В ходе контрольного анализа после проведенной коррекционной работы с дошкольниками были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Тем самым, важно заключить, что наметились тенденции общего и индивидуального роста показателей детей экспериментальной группы до и после логопедической работы.

Сравнительные результаты обследования фонематических процессов детей с ФФН на констатирующем и контрольном этапах исследования были оформлены в итоговой таблице:

Таблица 2.2

Ф.И. ребенка

Баллы

Общий балл

Речевая ссс коммуникация

Произношение

Фонематическое м восприятие

Лексика

Грамматич. строй

Уровень речевого pppразвития

Констат. этап

2

2

2

3

2

11

Коля Б.

Оля Т.

3

3

3

2

1

12

Дима В.

4

3

4

1

2

14

Саша Р.

1

3

1

1

3

9

Лена Н.

2

2

2

4

2

12

Боря И.

4

2

2

2

4

14

Инна Ш.

5

3

3

3

3

17

Нина Ч.

2

2

1

2

2

9

Алеша К.

1

2

2

4

4

13

Таня П.

3

2

3

3

1

12

Ср.значение

2,7

2,4

2,3

2,5

2,4

12,3

Контрол. этап

4

3

2

3

3

15

Коля Б.

Оля Т.

2

3

3

3

2

13

Дима В.

1

3

1

2

2

9

Саша Р.

4

3

3

3

3

16

Лена Н.

4

2

3

3

4

16

Боря И.

2

2

2

2

2

10

Инна Ш.

3

3

3

3

3

15

Нина Ч.

3

3

3

4

3

16

Алеша К.

4

3

2

4

4

17

Таня П.

4

2

3

3

3

15

Ср.значение

3,1

2,6

2,4

3

2,9

16

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях, через знакомство с доступными способами его укрепления, создание эмоционально-благоприятной (по ...

Юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в н ...

Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм
1. Процесс выработки принципиально новых педагогических форм, лишенный фундаментальных философских обоснований, обречён на неудачу. Он никогда не сможет вывести конструкторскую мысль на новую технологическую орбиту. Каким бы гениальным ни было то или иное педагогическое изобретение, оно непременно ...

Категории