Такая систематическая тренировка позволяет усвоить и уметь различать термины “буква гласного” - “гласный звук”, “буква согласного” - “согласный звук”.
2. Далее следует комплекс тренировочных упражнений.
Приемы интонационного выделения звука.
Протяжное длительное произнесение каждого звука в слове. Усиленное, многократное произнесение взрывных согласных.
Проводится в такой последовательности:
длительное произнесение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак)
длительное произнесение согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные)
произнесение взрывных в начале слова (бббак, дддом, ппалка)
последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа).
Дети учатся правильно выделять звуки, контролировать себя. Прием самоконтроля – вставка выделенного звука обратно в слово.
Составление звуковой модели, чтение.
Игра: Звукоед похитил первый/последний звук. Какой? Помогите вернуть звук (лиса).
Игра: подбери слово, отличающееся твердостью согласного звука в конце (или мягкостью)
Хор – хорь, пыль – пыл, угол – уголь, конь – кон
Фонематический анализ слова.
Произнесение слова, которое будет анализироваться.
Используя прием говорения или скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель.
Постановка ударения (назвать слово и спросить с удивлением “Это барабан?”). В слоговой модели выделить ударный слог.
Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели.
Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику.
Слова для фонематического анализа берутся обычно в устной форме. Это загадка, предметная картинка или выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения.
Берется такая последовательность слов:
Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог).
Односложные трехзвучные слова (сом, ком, сад, лук и др.)
Односложные четырехзвучные слова (танк, куст, волк, полк, брат, свет, звук, свет, гром, свой).
Двухсложные четырехзвучные слова (луна, сова, сады, Люся, ямы, юла, кино и др.)
Двухсложные пятизвучные слова (кошка, миска, знамя, маяк, роют, поет и др.)
Двусложные шестизвучные слова (мрамор, сказать, привет и др.)
Трехсложные пятизвучные слова (улица, окуни, олени и др.)
Трехсложные шестизвучные слова (машина, радуга, ракета и др.)
Таким образом, приведенные в работе методы и приемы формирования фонетико-фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний дошкольников. Изложенные выше игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе. Применение игровых приемов дает возможность в течение 30-40 минут поддерживать работоспособность и интерес у детей с гиперактивностью и неустойчивым вниманием.
В ходе контрольного анализа после проведенной коррекционной работы с дошкольниками были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Тем самым, важно заключить, что наметились тенденции общего и индивидуального роста показателей детей экспериментальной группы до и после логопедической работы.
Сравнительные результаты обследования фонематических процессов детей с ФФН на констатирующем и контрольном этапах исследования были оформлены в итоговой таблице:
Таблица 2.2
Ф.И. ребенка |
Баллы |
Общий балл | ||||
Речевая ссс коммуникация |
Произношение |
Фонематическое м восприятие |
Лексика |
Грамматич. строй |
Уровень речевого pppразвития | |
Констат. этап |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
11 |
Коля Б. | ||||||
Оля Т. |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Дима В. |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
14 |
Саша Р. |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
9 |
Лена Н. |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
12 |
Боря И. |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
14 |
Инна Ш. |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
Нина Ч. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Алеша К. |
1 |
2 |
2 |
4 |
4 |
13 |
Таня П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
12 |
Ср.значение |
2,7 |
2,4 |
2,3 |
2,5 |
2,4 |
12,3 |
Контрол. этап |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
15 |
Коля Б. | ||||||
Оля Т. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
13 |
Дима В. |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Саша Р. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
16 |
Лена Н. |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
16 |
Боря И. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Инна Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Нина Ч. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
16 |
Алеша К. |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
17 |
Таня П. |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Ср.значение |
3,1 |
2,6 |
2,4 |
3 |
2,9 |
16 |
Статьи по теме:
Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных
качеств воспитателя
1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: — обращайтесь по имени; — занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле .); Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельн ...
Субъектный опыт
Субъектный опыт. В исследовании субъектный опыт определяется как опыт, позволяющий студенту обретать возможность ставить себе задачи, выбирая из числа задач, предлагаемых ему окружением, а затем последовательно добиваться их успешного решения. Субъектный опыт есть актуализированный опыт жизнедеятел ...
Профессионально-важные качества воспитателя дошкольного общеобразовательного
учреждения
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет сп ...