Таким образом, дети с ФФН при средних результатах речевого развития фонематических процессов всей группы после коррекционных занятий повысили речевой уровень с низкого до среднего показателя.
Итак, сравнительные результаты проведенного мониторинга на констатирующем и контрольном этапе показали, что формирование фонематических процессов доступно детям с ФФН только в результате специально организованного обучения. Так на контрольном этапе лучше всего у детей с ФФН развивались коммуникативные функции – 8 человек. 5 человек свободно и непринужденно по собственной инициативе вступали в диалог. 80% с ФФН научились правильно произносит звуки, соотносимые к разным фонетическим группам, речь достаточно ясна, интонационно выразительна. 65% - справились с заданиями по фонематическому восприятию. 70% научились лексически правильно составлять предложения. 75% - владеют замещением предметов, предикативный и номинативный словарь хорошо развиты, грамматический строй речи сформирован на высоком уровне.
Таким образом, проведенная логопедическая работа с помощью разработанных коррекционных занятий по преодолению фонематических процессов у детей с ФФН дала неплохие результаты. Дети стали свободнее вступать в диалог с воспитателем и со сверстниками, ориентируются в речевой ситуации, на полноценное овладение детьми фонематическим восприятием была направлена и работа по развитию у них фонематического анализа языковых навыков.
На основании проведенной экспериментальной работы с дошкольниками с ФФН до и после логопедической работы мы сделали следующие выводы:
1. Коррекционно-педагогическая работа была построена с учетом полученных данных комплексного обследования, включая работу над исправлением речевых нарушений. Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом общепринятой в логопедии поэтапности.
2. Раннее выявление детей с ФФН и проведение с ними коррекционной работы способствуют преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи. Логопедические занятия оказывают положительное влияние не только на коррекцию нарушений звукопроизносительной стороны речи, но и на все ее компоненты.
3. Следовательно, коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН с помощью продуктивных методов и приёмов коррекционного воздействия на дошкольников старшей группы, имеющих ФФН, прошла успешно и позволила восполнить пробелы в звукопроизношении и формировании представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова, что и подтвердило предложенную гипотезу.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-педагогической логопедической работы с детьми необходимо тщательно и профессионально грамотно проводить обследование всех сторон развития ребенка.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о правомерности избранной проблемы – особенности формирования фонематических процессов у детей с ФФН (5-6 лет), как о значимом периоде формирования речи детей, а также общественных качеств личности.
На констатирующем этапе исследования у детей дошкольного возраста с ФФН отмечается значительное отставание в формировании навыков фонематических процессов по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние фонематических процессов речи детей с ФФН, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Статьи по теме:
Заповеди, запреты-обереги, приметы-суеверия, связанные с дикими животными и
птицами
1. Всё живое, шевелящееся, даже насекомое никогда не мучай – они проклянут тебя. 2. Нельзя про медведя плохо говорить – услышит, придёт и человек пострадает. (Чукчи бурого медведя называют: тумгык’эй(дружок), ылвылю (дикий), увъэлы (тёмный) и как можно реже – кэйн’ын (бурый медведь)). 3. Раненого з ...
Порядок сдачи зачетов и экзаменов
Порядок сдачи экзаменов и зачетов определен Уставом ЮФУ. Групповая сдача экзаменов и зачетов происходит в период зимней и летней экзаменационных сессий в установленные факультетом сроки по заранее составленному расписанию. Расписание должно быть вывешено на доске объявлений. Студенты обязаны выполн ...
Результаты исследования и их обсуждение
Дифференциация обучения была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология». В данном эксперименте участвовали классы 25 школы, 11 «а» класс – экспериментальный, 11 «б» - контрольный. В 11 «а» классе учатся 28 человек, в 11 «б» классе – 27 человек. Они собраны вместе, ка ...