Таким образом, дети с ФФН при средних результатах речевого развития фонематических процессов всей группы после коррекционных занятий повысили речевой уровень с низкого до среднего показателя.
Итак, сравнительные результаты проведенного мониторинга на констатирующем и контрольном этапе показали, что формирование фонематических процессов доступно детям с ФФН только в результате специально организованного обучения. Так на контрольном этапе лучше всего у детей с ФФН развивались коммуникативные функции – 8 человек. 5 человек свободно и непринужденно по собственной инициативе вступали в диалог. 80% с ФФН научились правильно произносит звуки, соотносимые к разным фонетическим группам, речь достаточно ясна, интонационно выразительна. 65% - справились с заданиями по фонематическому восприятию. 70% научились лексически правильно составлять предложения. 75% - владеют замещением предметов, предикативный и номинативный словарь хорошо развиты, грамматический строй речи сформирован на высоком уровне.
Таким образом, проведенная логопедическая работа с помощью разработанных коррекционных занятий по преодолению фонематических процессов у детей с ФФН дала неплохие результаты. Дети стали свободнее вступать в диалог с воспитателем и со сверстниками, ориентируются в речевой ситуации, на полноценное овладение детьми фонематическим восприятием была направлена и работа по развитию у них фонематического анализа языковых навыков.
На основании проведенной экспериментальной работы с дошкольниками с ФФН до и после логопедической работы мы сделали следующие выводы:
1. Коррекционно-педагогическая работа была построена с учетом полученных данных комплексного обследования, включая работу над исправлением речевых нарушений. Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом общепринятой в логопедии поэтапности.
2. Раннее выявление детей с ФФН и проведение с ними коррекционной работы способствуют преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи. Логопедические занятия оказывают положительное влияние не только на коррекцию нарушений звукопроизносительной стороны речи, но и на все ее компоненты.
3. Следовательно, коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН с помощью продуктивных методов и приёмов коррекционного воздействия на дошкольников старшей группы, имеющих ФФН, прошла успешно и позволила восполнить пробелы в звукопроизношении и формировании представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова, что и подтвердило предложенную гипотезу.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-педагогической логопедической работы с детьми необходимо тщательно и профессионально грамотно проводить обследование всех сторон развития ребенка.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о правомерности избранной проблемы – особенности формирования фонематических процессов у детей с ФФН (5-6 лет), как о значимом периоде формирования речи детей, а также общественных качеств личности.
На констатирующем этапе исследования у детей дошкольного возраста с ФФН отмечается значительное отставание в формировании навыков фонематических процессов по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние фонематических процессов речи детей с ФФН, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Статьи по теме:
Понятие компетентностного подхода к обучению
В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержан ...
Структура методической работы
Внутришкольные методические объединения наиболее известная форма помощи учителям. Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у к ...
Причины развития сенсорной афазии
Несмотря на такое единодушие в понимании клинических особенностей сенсорной афазии, вопрос о первичном нарушении, лежащем в основе симптомокомплекса речевых расстройств, до сих пор остается не вполне ясным. В частности, отсутствует четкость в иерархической отнесенности таких характерных для сенсорн ...