Метод варьирования текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов

Теория образования » Актуальные методы и приемы, позволяющие осознанно решать задачи » Метод варьирования текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов

Страница 5

– Чем похожи задачи 1, 2 и 3? (Одинаковый периметр.) Какая площадь у этих прямоугольников? (Разная.) Сколько существует прямоугольников с периметром 24 см?

Таким образом, в ходе беседы получена задача 4 с неполным условием: «Периметр прямоугольника 24 см. Найти его площадь».

– Сколько решений этой задачи уже получено? Выпишем их.

Если при решении данной задачи возникают затруднения, то учитель может задать наводящий вопрос: «Чему равна сумма длины и ширины?» На доске и в тетрадях учащихся появляются записи.

школьник умение математический текстовый задача

Р=(9 + 3) • 2, S = 27.

Р=(8 + 4) • 2, S=32.

Р=(7 + 5) • 2, S=35.

Р=(11 + 1) • 2, S=11.

Р=(10 + 2) • 2, S=20.

Р=(6 + 6) • 2, S=36.

Ответ: задача имеет 6 решений.

Осуществляя перебор возможных вариантов, учащиеся проводят элементы исследовательской деятельности и отвечают на вопросы: «У какого прямоугольника самая большая площадь? Как его можно назвать по-другому?» В старших классах мы докажем, что из всех прямоугольников с заданным периметром наибольшую площадь имеет квадрат. Используя данный факт, можно решить практическую задачу 5: «Для ограждения дачного участка купили 92 м сетки. Какой формы участок выгоднее обнести этой сеткой? Чему равна площадь такого участка?»

Если задачу 4 дать без предварительно решенной цепочки из трех задач, то это будет исследовательская задача. Решение трех предварительных задач позволило включить в исследовательскую деятельность всех учащихся класса, так как эти три задачи играли роль подзадач, а исследовательская задача возникла естественным путем на заключительном этапе их решения. Таким образом, при конструировании такой цепочки задач возможно формирование осознанных знаний всех рассмотренных трех уровней.

Упражнения должны формулироваться учителем так, чтобы их выполнение требовало самостоятельной мысли ученика, т.е. было направлено на творческий поиск ученика. Именно такой подход использует в своей работе учитель начальных классов школы № 249 Санкт-Петербурга Е.В. Милейко, работающая по программе «Школа 2100». Рассмотрим, как она использовала групповую работу на уроке математики в III классе при изучении темы «Скорость, время, расстояние» на этапе закрепления материала.

Каждая группа получила конверт, в котором находились 8 листов бумаги. На четырех из них были записаны задачи с недостающими данными, а на четырех — сами недостающие данные. Ученики должны были собрать задачи и решить их.

Задачи с недостающими данными

1. Длина садовой дорожки равна 120 м. Сколько метров проползала черепаха за одну минуту?

2. Длина садовой дорожки равна 120 м. Сколько метров пробегала собака за одну секунду?

3. Длина садовой дорожки равна 120 м. Какова ширина дорожки?

4. Длина садовой дорожки равна 120 м. Во сколько раз дорожка длиннее моста?

Недостающие данные задач

1. Черепаха проползла этот путь за 40 мин.

2. Собака пробежала этот путь за 40 с.

3. Ее ширина в 40 раз меньше.

4. Длина моста 40 м.

Во время коллективной проверки сконструированные задачи прочитываются вслух, высказываются замечания, возражения по составлению задач.

– Есть ли среди данных задач такие, в которых требуется найти скорость? Почему вы так решили? Чем похожи эти задачи? Чем они отличаются?

После высказываний учащихся предлагается следующее задание:

– Маша, Катя, Толя и Вася решали каждый только одну из предложенных задач и получили следующие результаты.

На доске открывается запись: 3 м/мин, 31 м/с, 3 м, 3 раза.

– Можно ли определить, кто какую задачу решал? Соотнесите данные ответы с каждой из предложенных задач.

Обобщение изученного материала проходит через составление и решение задачи: на подбор соответствующего данного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Успешная сдача зачета и экзаменов
Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и не дифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабо ...

Педагогические условия реализации стратегии интерактивных методов обучения
Изменения в деятельности на занятии, вызванные использованием методов активного обучения, требуют от учащегося «вхождения в неизвестность»: в его жизненном опыте не представлены ни новые правила деятельности, ни алгоритмы действий, не определен его новый статус в изменившейся ситуации. Раньше он по ...

Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования
В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические вопросы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства ...

Категории