Контрольный этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления младших школьников

Теория образования » Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий » Контрольный этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления младших школьников

Страница 4

3. Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.

4. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.

5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

6. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников.

Мероприятия с использованием ИКТ, рекомендуемые для проведения во внеурочной деятельности:

Разработка проектных работ учащимися.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии, предусматривающие использование ИКТ.

Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе, в которой преобладают короткие по времени, часто изолированные от других уроки. Проектное обучение развивает учебные виды деятельности, которые длительные по времени, ориентированы на ученика, его интересы, интегрированы на проблемы реального мира и предполагают интересные вопросы, и тем самым является средством активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.

Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса.

Основополагающий вопрос (ОПВ) закладывает фундамент качества проекта. От него в решающей степени зависит, будут ученики выполнять самостоятельное исследование заинтересованно, по внутренней мотивации, или причиной их деятельности останется внешнее стимулирование (исполнительская дисциплина, требовательность педагога).

Определив ОПВ, необходимо перейти к следующему этапу - выбору темы учебного проекта.

Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. ОПВ и проблемный вопрос – близкие понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей.

Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.

Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования.

Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку.

Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности.

Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать».

Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения.

Гипотезы проекта направлены на выявление причинно-следственной зависимости (связи) между различными явлениями, процессами.

Гипотеза, как любое предположение, может быть самой невероятной, главное, чтобы учащимся было интересно опровергать, или подтверждать ее.

Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы возникают при отражении результатов исследовательской деятельности.

Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности.

При использовании проектной методики важным является организационная деятельность как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Образование в России во второй половине XVIII века
Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для ...

Роль чтения в воспитании личности
Трудно переоценить роль семьи в умственном развитии ребенка, в расширении его кругозора, формировании любознательности, познавательных потребностей и интересов, в развитии пытливости ума, в возбуждении, а затем в укреплении стремления овладевать знаниями, учиться. Каждый человек обязан заботиться о ...

Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект
Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие. Создание государственной системы образования тесно связано с именами: К.Н. Вентцеля, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого и других. Исследованием специфи ...

Категории