Ценностно-смысловой аспект интерпретации знания

Страница 5

Что же касается языкового и логико-семиотического аспекта интерпретации знания, то в то время как логико-гносеологический анализ, интересующийся структурой знания, направлен на синтаксический анализ, при ценностно-смысловом подходе преобладает семантическое исследование, обращающее внимание на смысл знаковых систем. ПИ. Рузавин пишет: «Синтаксис можно сравнить со скелетом языка и поэтому его изучение должно быть дополнено изучением семантики, ибо в противном случае язык не мог бы служить средством для выражения мыслей и быть использован для коммуникации и взаимопонимания между людьми».

Языковое оформление ценностно-смысловой интерпретации знания связано с обращением к смыслам - индивидуальным значениям слов, выделенным из объективной системы связей; индивидуальные значения слов (смыслы) состоят из тех связей, которые имеют отношение к конкретному данному моменту и к конкретной ситуации. Смыслы связаны с привнесением в значения субъективных аспектов. Характерными особенностями смыслов являются:

• эффективность,

• обусловленность мотивами говорящего,

• ситуативность.

Нарративная форма предъявления знания содержит не только данные о субъекте и предикате, об устойчивых причинно-следственных связях между явлениями, как это свойственно парадигме, но также о времени, месте, условиях, обстоятельствах и других характеристиках постигаемой и интерпретируемой жизненной ситуации.

Таким образом,

• целью интерпретации знания как понимания является выявление смыслов;

• источником - наука и культура в целом;

• содержание интерпретации как понимания - формирование сознания личности;

• преобладающий метод - синтез;

• ведущая модель объяснения - интенциональная (телеологическая);

• ориентир - смыслополагание;

• языковая база - система образных средств;

• способ упорядочения педагогического знания наррадигмальный;

• вектор познания имеет двустороннюю направленность;

• в центре познания - индивидуальные проявления постигаемых явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Программа по формированию мотивации учения
«Познай себя и сделай первый шаг» Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современно ...

Сказочный текст и творческое воображение
Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах. Юнг пишет: "Образ есть психическое. Каждый психологический процесс есть образ и "создание образов" . Поэтому эти образы столь же реальны, как и вы сами". образ характеризуется спонтан ...

Причины возникновения дезадаптации детей и подростков
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация детей и подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации и ...

Категории