Пособие учителю: как сделать успеваемость в классе очень высокой

Теория образования » Пособие учителю: как сделать успеваемость в классе очень высокой

Страница 3

Инстинкт любопытства – мощнейший рефлекторный механизм, способный заставить работать мозг самого наиленивейшего ученика в мире. Ученик становится ленивым, вертлявым, непослушным, дерзким…. только по одной причине: однажды он не понял информацию изучаемого предмета.

Как правило, причиной непонимания информации является непонятое слово.

Непонятое слово – есть слово, дефиниция которого, применяемая человеком, не соответствует смыслу предложения, в состав которого входит это слово. Главное зло, которое несет непонятое Слово – есть полное блокировка дальнейшего понимания информации.

Все проблемы с успеваемостью учеников, на самом деле сводятся к этой единственной причине: ученик где-то, когда-то не понял Слово. Знай, учитель, с момента, когда ученик не понял одно единственное Слово в изучаемом материале, дальнейшее изучение материала теряет смысл. Ибо в действие приходят вышеописанные процессы блокировки умственной деятельности.

Пусть ученик, «с грехом пополам» изучил данную информацию и заработал «тройку» или «четвертку». Но эту информацию он все равно не понял. И изучение следующего материала, основанного на этой полупонятой информации приведет к еще большему ступору. И через небольшой промежуток времени, мы получаем из нормального ребенка, с нормальными способностями – «троечника», кое-как успевающего поданному предмету.

Количество слов в русском языке – огромное количество. Каждое слово, в большинстве случаев, имеет несколько дефиниций. И почему, мы, учителя, думаем, что ученик обязательно знает все дефиниции слов, которые мы произносим.

Ему-то всего шесть - пятнадцать лет, он «от горшка – два вершка». Он только начинает изучать мир. А мы к нему с такими требованиями…

Учитель, будь внимателен! Как только ты увидел, что ученик отвлекся, «замечтался», стал перешептываться, заскучал, зевнул и так далее…- в общем, отвлекся от изучения материала, знай, что ученик не понял какое-то слово в излагаемом тобой материале (или в учебнике).

Не знание такой очевидной зависимости следует из другой ошибки физиологии высшей нервной деятельности: не признания рефлекторной природы Слова.

По своей сути, Слово является знаковым символом какого-то явления действительности. Слово доходит до органа слуха человека в виде волновых колебаний воздуха, точно так же, как звук упавшей капли, звук клаксона автомобиля… В головном мозге Слово представлено в виде сенсорного нервного центра – НЦ раздражителя - НЦ данного конкретного Слова.

Одновременно, НЦ Слова в головном мозге связан нервными связями с нервными центрами образов этого явления. Например, НЦ слова «хлеб» связан с зрительными нервными центрами вида всех буханок, булок, всех ломтиков хлеба, которые когда-то в жизни видел человек, связан со вкусовым нервным центром неповторимого вкуса хлеба, связан с тактильными, обонятельными нервными центрами ощущений хлеба…

Что происходит в головном мозге человека, когда он слышит Слово? Нервный импульс поступает от органов слуха в сенсорный НЦ Слова. И затем, благодаря нервным связям, веером расходится по НЦ раздражителей – образов этого Слова. Это естественный, выработанный эволюцией человека, процесс речевого мышления.

Благодаря той же эволюции речевого мышления, НЦ всех слов в головном мозге, как и НЦ их образов, связаны между собой чрезвычайно обширной сетью нервных связей. Их особенность: эти связи чрезвычайно избирательны и повторяют всю логику построения фраз, всю причинно - следственную связь слов и явлений между собой.

Например, фраза: «Иванов копает под папу» немедленно вызывает в представлении ребенка образ Иванова с лопатой, вид ямы, папы в ямке, горки земли… Ребенок просто может не знать дефиницию слова «копать» - в значении «плести интриги».

Что происходит, когда человек применяет неправильную дефиницию Слова?

Такая картинка – Иванова с лопатой, копающего под папу - больше бред сумасшедшего, чем реальность. Ребенок интуитивно понимает это. Головной мозг – «компьютер» - нашего бедолаги - ребенка «зависает».

То же самое происходит, когда человек вообще не знает никаких дефиниц Слова. То есть – вообще не знает этого Слова. В нашем примере, ребенок не знает, что означает слово «копает». В его представлении вообще ничего не возникнет. Он знает, кто такой Иванов, прекрасно знает папу. Но совершенно не понимает, что Иванов делает с землей и папой. Его головной мозг – «компьютер» - также «зависает».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Изменение содержания биологического образования в условиях дифференциации
В практику современной школы широко вошло дифференцированное обучение. Чаще всего оно представлено профильными классами, классами с углубленным изучением отдельных предметов, лицеями, гимназиями. В биологии используется такая форма дифференциации, как элективная (т.е. по выбору). Благодаря элективн ...

Определение понятия наблюдения
Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются наблюдение, изучение педагогического опыта, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение продуктов педагогической и ...

Виды контрольно–оценочной деятельности в образовании
В практике образования важную роль играет контроль качества усвоения учебного материала, а проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Поэтому непрерывно разрабатываются и используются разнообразные, в том числе и наиболее прог ...

Категории