Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ

Теория образования » Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры » Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ

Страница 2

Существенным компонентом содержания дошкольного образования являются детские виды деятельности, которые определяют возникновение и формирование основных психических новообразований. Дошкольные образовательные программы используют прежде всего игру и продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование) для расширения представлений детей, обогащения их опыта, формирования различных умений и навыков, а также как основу для развития познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

В проанализированных программах детские деятельности занимают разное место в структуре образовательного процесса:

включены в регулярные занятия под руководством педагога;

отводится место вне занятий;

все пребывание ребенка в дошкольном учреждении подчинено их освоению.

Авторы программ подчеркивают роль детских видов деятельности в познавательном, социальном и эмоционально-личностном развитии ребенка.

Все образовательные программы уделяют большое внимание содержанию дошкольного образования, в которое включаются знания, умения, навыки. Несмотря на разнообразие образовательных подходов, в содержательной части программ выделяются следующие направления работы:

ознакомление с окружающим миром;

развитие речи;

подготовка к обучению грамоте;

формирование элементарных математических представлений;

изобразительное искусство.

В содержание программ включены сведения, отражающие свойства объектов и явлений окружающей действительности; нормы и правила поведения людей, особенности их общения и взаимодействия друг с другом.

Анализ образовательной работы по развитию речи в дошкольных программах показал наличие двух направлений:

овладение языком как средством познания, коммуникации и творчества;

освоение фонетической, фонематической, лексической, грамматической и синтаксической сторон речи.

оба эти направления сохраняют свою актуальность и в младшем школьном возрасте.

Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях непосещения ими детских садов по тем или иным причинам.

Для того чтобы продемонстрировать современную ситуацию в российском дошкольном образовании, воспользуемся данными, полученными в ходе исследования качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей.

Исследование было проведено в шести регионах Российской Федерации (г. Москва, Республика Чувашия, Самарская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО). Оценка качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей включала в себя анализ состояния региональной системы дошкольного образования в целом.

Во всех регионах, участвовавших в проведении мониторинга, отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности дошкольного образования. Причем отрадным является тот факт, что эта позитивная тенденция не связана с отрицательной демографической динамикой, а является следствием работы региональных властей органов управления образованием по открытию новых дошкольных учреждений и развитию новых форм образования и воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Пособие учителю: как сделать успеваемость в классе очень высокой
Данная статья есть выдержка из книги автора «Основы психологии: теория познания…». Современная педагогическая наука совершенно несправедливо игнорирует некоторые положения физиологии высшей нервной деятельности. Оно, вроде бы, понятно: физиологию высшей нервной деятельности игнорирует, в первую оче ...

Организационные педагогические основы развития одаренности детей младшего школьного возраста
В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отд ...

Понятие отклоняющегося поведения
Общество всегда уделяет много внимания проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило нео ...

Категории