Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ

Теория образования » Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры » Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ

Страница 2

Существенным компонентом содержания дошкольного образования являются детские виды деятельности, которые определяют возникновение и формирование основных психических новообразований. Дошкольные образовательные программы используют прежде всего игру и продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование) для расширения представлений детей, обогащения их опыта, формирования различных умений и навыков, а также как основу для развития познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

В проанализированных программах детские деятельности занимают разное место в структуре образовательного процесса:

включены в регулярные занятия под руководством педагога;

отводится место вне занятий;

все пребывание ребенка в дошкольном учреждении подчинено их освоению.

Авторы программ подчеркивают роль детских видов деятельности в познавательном, социальном и эмоционально-личностном развитии ребенка.

Все образовательные программы уделяют большое внимание содержанию дошкольного образования, в которое включаются знания, умения, навыки. Несмотря на разнообразие образовательных подходов, в содержательной части программ выделяются следующие направления работы:

ознакомление с окружающим миром;

развитие речи;

подготовка к обучению грамоте;

формирование элементарных математических представлений;

изобразительное искусство.

В содержание программ включены сведения, отражающие свойства объектов и явлений окружающей действительности; нормы и правила поведения людей, особенности их общения и взаимодействия друг с другом.

Анализ образовательной работы по развитию речи в дошкольных программах показал наличие двух направлений:

овладение языком как средством познания, коммуникации и творчества;

освоение фонетической, фонематической, лексической, грамматической и синтаксической сторон речи.

оба эти направления сохраняют свою актуальность и в младшем школьном возрасте.

Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях непосещения ими детских садов по тем или иным причинам.

Для того чтобы продемонстрировать современную ситуацию в российском дошкольном образовании, воспользуемся данными, полученными в ходе исследования качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей.

Исследование было проведено в шести регионах Российской Федерации (г. Москва, Республика Чувашия, Самарская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО). Оценка качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей включала в себя анализ состояния региональной системы дошкольного образования в целом.

Во всех регионах, участвовавших в проведении мониторинга, отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности дошкольного образования. Причем отрадным является тот факт, что эта позитивная тенденция не связана с отрицательной демографической динамикой, а является следствием работы региональных властей органов управления образованием по открытию новых дошкольных учреждений и развитию новых форм образования и воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Принципы интерактивного подхода
В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующие: взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех; совместная деятельн ...

Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений
Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе созд ...

Семейные традиции
Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с ...

Категории