Увеличилось разнообразие форм дошкольного образования, как формальных, так и не формальных. Этот процесс обусловлен не только стремлением решить проблему доступности дошкольного образования, но желанием учесть этнокультурную специфику региона, так, в республике Саха (Якутия) в последние годы увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений при кочевых поселениях жителей северных улусов Республики.
Статистически подтвержденным является факт создания дошкольных групп при средних общеобразовательных учреждениях. За счет такого подхода обеспечивается доступность дошкольного образования, но это не всегда позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей.
Школа как весьма специфическая территория должна быть последним прибежищем для дошкольных образовательных групп, поскольку уже сам факт введения дошкольников в пространство школьного класса со школьным учителем приведет к организации образовательного процесса по школьно-урочному типу, что совершенно недопустимо для дошкольников.
Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов - участников мониторинга являются (таблица № 1):
"Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой),
"Истоки" (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),
"Детство" (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),
"Развитие" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),
"Кроха" (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),
"Из детства - в отрочество" (ред. Т.Н. Доронова),
"Радуга" (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),
"Одаренный ребенок" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),
"Детский сад - дом радости" (Н.М. Крылова).
Таблица 1. Использование программ для ДОУ
Название программы |
Москва |
Самара |
Чувашия |
Ханты-Мансийск |
Красноярск |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
"Программа воспитания и обучения в детском саду" |
61,15 |
88,0 |
52,0 |
15,5 |
70,0 |
"Истоки" |
20,0 |
- |
0,7 |
5,4 |
11,4 |
"Детство" |
7,0 |
6,0 |
6,4 |
17,8 |
14,5 |
"Развитие" |
4,2 |
2,0 |
0,5 |
7,1 |
1,9 |
"Кроха" |
2,9 |
- |
0,7 |
10,5 |
0,7 |
"Из детства - в отрочество" |
1,65 |
- |
0,9 |
17,5 |
- |
"Радуга" |
0,7 |
3,0 |
1,6 |
22,8 |
1,5 |
"Одаренный ребенок" |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
"Детский сад - дом радости |
1,4 |
- |
- |
- |
- |
Другие |
0 |
1,0 |
37,2 |
3,4 |
0 |
Статьи по теме:
Народные традиции
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставал ...
К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики
Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854–1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще законч ...
Особенности урока физической культуры
с детьми младшего школьного возраста
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психическ ...