Увеличилось разнообразие форм дошкольного образования, как формальных, так и не формальных. Этот процесс обусловлен не только стремлением решить проблему доступности дошкольного образования, но желанием учесть этнокультурную специфику региона, так, в республике Саха (Якутия) в последние годы увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений при кочевых поселениях жителей северных улусов Республики.
Статистически подтвержденным является факт создания дошкольных групп при средних общеобразовательных учреждениях. За счет такого подхода обеспечивается доступность дошкольного образования, но это не всегда позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей.
Школа как весьма специфическая территория должна быть последним прибежищем для дошкольных образовательных групп, поскольку уже сам факт введения дошкольников в пространство школьного класса со школьным учителем приведет к организации образовательного процесса по школьно-урочному типу, что совершенно недопустимо для дошкольников.
Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов - участников мониторинга являются (таблица № 1):
"Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой),
"Истоки" (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),
"Детство" (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),
"Развитие" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),
"Кроха" (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),
"Из детства - в отрочество" (ред. Т.Н. Доронова),
"Радуга" (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),
"Одаренный ребенок" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),
"Детский сад - дом радости" (Н.М. Крылова).
Таблица 1. Использование программ для ДОУ
Название программы |
Москва |
Самара |
Чувашия |
Ханты-Мансийск |
Красноярск |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
"Программа воспитания и обучения в детском саду" |
61,15 |
88,0 |
52,0 |
15,5 |
70,0 |
"Истоки" |
20,0 |
- |
0,7 |
5,4 |
11,4 |
"Детство" |
7,0 |
6,0 |
6,4 |
17,8 |
14,5 |
"Развитие" |
4,2 |
2,0 |
0,5 |
7,1 |
1,9 |
"Кроха" |
2,9 |
- |
0,7 |
10,5 |
0,7 |
"Из детства - в отрочество" |
1,65 |
- |
0,9 |
17,5 |
- |
"Радуга" |
0,7 |
3,0 |
1,6 |
22,8 |
1,5 |
"Одаренный ребенок" |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
"Детский сад - дом радости |
1,4 |
- |
- |
- |
- |
Другие |
0 |
1,0 |
37,2 |
3,4 |
0 |
Статьи по теме:
Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного
учреждения
Рассмотрев понятие системы дошкольного образования, попробуем определить понятие его качества. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному: Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме. Для родителей – это эффективное обучение детей, то есть ...
Формы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистически ...
Методика обучения дошкольников спортивным упражнениям
Катание на коньках — это один из важнейших видов спортивных упражнений. Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений. Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упраж ...