Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ

Теория образования » Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры » Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ

Страница 3

Увеличилось разнообразие форм дошкольного образования, как формальных, так и не формальных. Этот процесс обусловлен не только стремлением решить проблему доступности дошкольного образования, но желанием учесть этнокультурную специфику региона, так, в республике Саха (Якутия) в последние годы увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений при кочевых поселениях жителей северных улусов Республики.

Статистически подтвержденным является факт создания дошкольных групп при средних общеобразовательных учреждениях. За счет такого подхода обеспечивается доступность дошкольного образования, но это не всегда позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей.

Школа как весьма специфическая территория должна быть последним прибежищем для дошкольных образовательных групп, поскольку уже сам факт введения дошкольников в пространство школьного класса со школьным учителем приведет к организации образовательного процесса по школьно-урочному типу, что совершенно недопустимо для дошкольников.

Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов - участников мониторинга являются (таблица № 1):

"Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой),

"Истоки" (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),

"Детство" (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),

"Развитие" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

"Кроха" (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),

"Из детства - в отрочество" (ред. Т.Н. Доронова),

"Радуга" (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),

"Одаренный ребенок" (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

"Детский сад - дом радости" (Н.М. Крылова).

Таблица 1. Использование программ для ДОУ

Название программы

Москва

Самара

Чувашия

Ханты-Мансийск

Красноярск

1

2

3

4

5

6

"Программа воспитания и обучения в детском саду"

61,15

88,0

52,0

15,5

70,0

"Истоки"

20,0

-

0,7

5,4

11,4

"Детство"

7,0

6,0

6,4

17,8

14,5

"Развитие"

4,2

2,0

0,5

7,1

1,9

"Кроха"

2,9

-

0,7

10,5

0,7

"Из детства - в отрочество"

1,65

-

0,9

17,5

-

"Радуга"

0,7

3,0

1,6

22,8

1,5

"Одаренный ребенок"

1,0

-

-

-

-

"Детский сад - дом радости

1,4

-

-

-

-

Другие

0

1,0

37,2

3,4

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие хара ...

Материально-техническая подготовка к изучению темы
Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обу ...

Общие принципы организации дифференцированного обучения
Дифференциация в школе нужна, но организована она, должна быть в соответствии с определенными принципами, которые снимут негативные моменты и повысят эффективность процесса обучения. Какие же это принципы? Два из них наиболее общие: гуманистической ориентации дифференцированного обучения и единства ...

Категории