Как было отмечено в параграфе 1.2., работа с произведениями В.Осеевой в начальной школе может быть эффективным средством формирования нравственных ценностей. Большими возможностями для использования произведений В. Осеевой с целью формирования у младших школьников нравственных ценностей обладает внеклассная работа. Она дополняет и расширяет возможности уроков в воспитании учащихся.
Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию, и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие потребности. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными.
Внеклассная или, по мнению П.И. Пидкасистого, также внеурочная работа − это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время. Внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки .
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе, в отличие от обязательной учебной работы.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается:
- в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения;
- в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. Во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
Примеры видов внеклассной воспитательной работы по З.Н. Васильевой:
– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– нестандартные: танцевальный ринг, поэтический кросс.
Внеклассная работа часто имеет воспитательную направленность. Внеклассная воспитательная работа− это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Формы внеклассной работы могут быть различны.
Статьи по теме:
Приоритетные направления развития педагогической науки в
современных условиях
Школа - социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа - это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать твор ...
Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста
С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей. На этапе обучения в течение года было проведено два срез ...
Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших
школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...