Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Страница 4

Ученику предлагается оценить (проанализировать, обсудить с учителем) выбор литературного героя. Учителем могут быть предложены следующие вопросы: «Согласен ли ты с выбором героя? Почему?», «Какой выбор сделал бы ты? Почему?». Причем вопросы раздаются индивидуально каждому ученику на карточках. Он может быть хорошо вписан во внеклассную работу, например, литературный брейн-ринг по произведениям Осеевой, где учащимся будет предлагаться ответить на вопросы по рассказам. Брейн-ринг – является одной из форм внеклассной работы.

Для подготовки младших школьников к личностному и жизненному самоопределению во внеклассной воспитательной работе нужно регулярно практиковать нравственное оценивание поступков литературных героев, так как именно оценка, и в особенности рефлексивная оценка поступка героя (с примеркой на себя), формирует систему нравственных ценностей, под влиянием которых ученик в дальнейшем выбирает индивидуальный жизненный путь. Механизм данного явления можно отразить в следующем алгоритме:

- Нравственно-этическое оценивание поступка литературного героя (его рефлексивная оценка).

- Формирование системы нравственных ценностей младшего школьника

- Определение себя, своего «Я» в системе ценностных ориентации, собственных отношений с миром нравственных ценностей

- Выработка и осознание собственной ценностной позиции

- Выбор будущего, образа жизни, собственного жизненного пути.

Объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя.

Данный прием предполагает, чтобы учащиеся проанализировали отрицательные, с их точки зрения, поступки героев и попытались найти причину этих поступков, понять, почему литературные герои так поступили и как можно было бы поступить иначе, чтобы избежать неприятных последствий. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание, что причинами неправильных, плохих поступков героев является их душевная чёрствость, неумение себя вести, невнимательное отношение к окружающим. Прием направлен на стимулирование у детей желания поступать по-другому. Достойные качества и недостатки героев − это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость − или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость. Оценивая поступок героя, у учащегося формируются некоторые нравственные убеждения.

Оправдание оступившегося героя.

Не все герои произведений Осеевой совершают отрицательные поступки из-за таких качеств, как эгоизм, подлость и т.д. У многих героев наступает «сердечное прозрение», автор показывает, как герои избавляются от душевной черствости.

Прием направлен на то, чтобы у школьников выработалось понимание, какой оступившийся герой достоин оправдания, а какой нет. Оправдать можно того, кто раскаялся, понял, что он вёл себя плохо по отношению к окружающим. Ученики должны оправдывать героя, если можно найти оправдание. Так, например, в рассказе «Бабка» герой – мальчик Боря слишком поздно осознал, что был груб по отношению к бабке, лишь, когда она умерла, только тогда мальчик излечился от душевной чёрствости. В данном случае Борю нельзя оправдать, так как он не уважал бабушку при жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Педагогика в период позднего феодализма и зарождения капитализма
В течение XVII в. обучение и воспитание становятся все более заметными сферами жизни общества. Вопросы воспитания в это время разрабатывал Епифаний Славинецкий. Его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, общественных местах, оставил заметн ...

Подходы к организации обучения лингвострановедческой компетенции в отечественной и зарубежной методиках преподавания иностранных языков и культур
Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Как учащиеся, так и студенты овладевают иностранными языками, читая книги, журналы на иностранном языке, получают доступ к иноязычным материалам через Интернет, слушают музыку, знакомятся с предметами и ...

Общая характеристика диагностики знаний учащихся на основе информационных технологий
Контроль обучения является одной из главных проблем образования. К сожалению, на практике чаще контроль и диагностика обучения решаются экспериментальным, субъективным образом. Для оценивания знаний учащихся эксперты-педагоги выбирают различные формы зачётов, контрольных работ и экзаменов. При оцен ...

Категории