Ученику предлагается оценить (проанализировать, обсудить с учителем) выбор литературного героя. Учителем могут быть предложены следующие вопросы: «Согласен ли ты с выбором героя? Почему?», «Какой выбор сделал бы ты? Почему?». Причем вопросы раздаются индивидуально каждому ученику на карточках. Он может быть хорошо вписан во внеклассную работу, например, литературный брейн-ринг по произведениям Осеевой, где учащимся будет предлагаться ответить на вопросы по рассказам. Брейн-ринг – является одной из форм внеклассной работы.
Для подготовки младших школьников к личностному и жизненному самоопределению во внеклассной воспитательной работе нужно регулярно практиковать нравственное оценивание поступков литературных героев, так как именно оценка, и в особенности рефлексивная оценка поступка героя (с примеркой на себя), формирует систему нравственных ценностей, под влиянием которых ученик в дальнейшем выбирает индивидуальный жизненный путь. Механизм данного явления можно отразить в следующем алгоритме:
- Нравственно-этическое оценивание поступка литературного героя (его рефлексивная оценка).
- Формирование системы нравственных ценностей младшего школьника
- Определение себя, своего «Я» в системе ценностных ориентации, собственных отношений с миром нравственных ценностей
- Выработка и осознание собственной ценностной позиции
- Выбор будущего, образа жизни, собственного жизненного пути.
Объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя.
Данный прием предполагает, чтобы учащиеся проанализировали отрицательные, с их точки зрения, поступки героев и попытались найти причину этих поступков, понять, почему литературные герои так поступили и как можно было бы поступить иначе, чтобы избежать неприятных последствий. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание, что причинами неправильных, плохих поступков героев является их душевная чёрствость, неумение себя вести, невнимательное отношение к окружающим. Прием направлен на стимулирование у детей желания поступать по-другому. Достойные качества и недостатки героев − это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость − или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость. Оценивая поступок героя, у учащегося формируются некоторые нравственные убеждения.
Оправдание оступившегося героя.
Не все герои произведений Осеевой совершают отрицательные поступки из-за таких качеств, как эгоизм, подлость и т.д. У многих героев наступает «сердечное прозрение», автор показывает, как герои избавляются от душевной черствости.
Прием направлен на то, чтобы у школьников выработалось понимание, какой оступившийся герой достоин оправдания, а какой нет. Оправдать можно того, кто раскаялся, понял, что он вёл себя плохо по отношению к окружающим. Ученики должны оправдывать героя, если можно найти оправдание. Так, например, в рассказе «Бабка» герой – мальчик Боря слишком поздно осознал, что был груб по отношению к бабке, лишь, когда она умерла, только тогда мальчик излечился от душевной чёрствости. В данном случае Борю нельзя оправдать, так как он не уважал бабушку при жизни.
Статьи по теме:
Анализ психолого-педагогической литературы
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова. Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами: - и как избирательная н ...
Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного
поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...
Особенности умственного развития у детей дошкольного возраста
Методологической основой выявления сущности образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д., Поддъякова Н.Н. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообраз ...