Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Страница 7

Прием «написание письма герою» также может стать эффективным приемом формирования у младших школьников нравственных чувств.

Можно попросить учеников написать письмо со словами поддержки или сочувствия герою, попавшему в беду или столкнувшемуся с проблемами, попросит дать совет герою, попавшему в трудную ситуацию, или же, наоборот, написать письмо отрицательному персонажу, попытаться объяснить, что он поступает нехорошо и дать совет, как надо поступать или вести себя в той или иной ситуации.

Написание письма поможет детям лучше разобраться в своих чувствах и понять отношение к герою произведения. В процессе написания письма дети будут лучше пытаться понять эмоциональное состояние героев, ставить себя на их место, учиться анализировать поступки и различные жизненные ситуации, искать другие возможные варианты выхода из затруднительных положений, возможно вспоминать случаи, которые происходили в их жизни близкие к тем, в которых очутился герой рассказа. Всё это способствует формированию доброты, отзывчивости, сочувствия.

Также для эффективности результаты работы по формированию нравственных ценностей важны приемы, направленные на применение усвоенных ценностей в поведении. Путь от формирования у школьников знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен. Мало обладать знаниями и убеждениями о нравственных ценностях и иметь нравственные чувства. Необходимо, чтобы нравственные ценности отражались в поступках ребенка, чтобы он вел себя в соответствии с нравственным поведением. Для этого необходимо создавать (обыгрывать) ситуации близкие к жизненным, чтобы у школьника родились нравственно-чувственные переживания, затем последовал волевой стимул и, наконец, поступок. На это и направлена следующая группа приемов.

Прием инсценирования (обыгрывания) похожих ситуаций. Целью приема является проявление усвоенных нравственных ценностей в поведении младших школьников через инсценирование (обыгрывание) ситуаций похожих на ситуации в тексте.

Этот прием очень хорошо впишется в рамки внеклассной воспитательной работы. Его можно использовать практически в любой форме внеклассной работы, на классном часе, на литературном ринге, утреннике, празднике «Доброты» и т.д. Также можно проиграть разные модели поведения. Несколько учеников обыгрывают, затем ситуации обсуждаются и выносятся рекомендации.

Очень хорошо для инсценирования подойдут такие короткие рассказы Осеевой, как «Просто старушка», «Девочка с куклой», «Пуговица» и др. Инсценируя (обыгрывая) различные ситуации, ученики лучше усваивают нормы нравственного поведения, т.к. сами вживаются в роль, стараются лучше почувствовать героя произведения.

Еще один прием, который может быть эффективным – прием «совершай добрые дела».

После прочтения произведения с детьми обсуждается необходимость совершения хороших, добрых дел. В качестве примеров рассматриваются дела, которые совершали герои рассказов. Нужно, чтобы дети совершали добрые дела бескорыстно и усвоили, что «Мало не делать зло, надо делать добро», «Если не я это сделаю, то кто?». Можно после прочтения произведения обсудить с детьми, что они могли бы сделать и как сделать в той или иной ситуации. Учитель может контролировать, какие добрые дела дети совершают и совершают ли, через беседу с родителями, через наблюдение.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм
1. Процесс выработки принципиально новых педагогических форм, лишенный фундаментальных философских обоснований, обречён на неудачу. Он никогда не сможет вывести конструкторскую мысль на новую технологическую орбиту. Каким бы гениальным ни было то или иное педагогическое изобретение, оно непременно ...

Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке
Как было указано ранее, первый этап экспериментальной работы был направлен на определение исходного уровня владения детьми старшего дошкольного возраста декоративной лепкой. Для того, чтобы конкретизировать обозначенную цель, нами были сформулированы задачи: Определить степень заинтересованности де ...

Уровни сформированности зрительных представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием
Первая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о цвете у школьников с интеллектуальным недоразвитием первого класса. В ходе эксперимента были получены количественные данные, которые отражены в таблице 1. В процентном отношении результаты эксперимента таковы: Таб ...

Категории