Данный прием хорош тем, что помогает детям рассмотреть хорошие качества в людях, проследить как герои произведений из равнодушных и грубых могут стать внимательными и чуткими, понять, что каждый имеет право на ошибку. Так, например, в рассказе «Обидчики» ученики могут проследить, как грубияны, обижавшие мальчика Толю, после того, как Толя помог им, изменили свое отношение к нему и стали с ним дружить. Прием может способствовать формированию у детей сочувствия, способность к эмпатии.
Во внеклассной работе прием может быть использован, как в игре- соревновании, например, кто лучше и правильнее сможет оправдать оступившегося героя.
Формирование нравственных убеждений как компонента знаний на основе выявления идейного содержания имеет довольно сложный состав. В качестве его компонентов Е.Н. Степанова выделяет: 1) знание нравственного положения (нормы, правил поведения, принципов и т. д.); 2) знание обоснования (аргументации) необходимости следования этому положению; 3) знание существующего в обществе позитивного отношения к этому положению. Нравственные знания как компонент соответствующих видов убеждения являются итогом усвоения индивидом нравственного опыта человечества, существующего в виде соответствующих знаний.
Эти требования сводятся к следующему: 1) обратить внимание учащихся на ситуацию, которая носит характер нравственного конфликта; 2) помочь учащимся в выявлении противостоящих в конфликте сторон; 3) способствовать определению истинных мотивов поведения героев, формулированию тех нравственных положений, которые лежат в основе этих мотивов; 4) помочь выявить авторское обоснование того, почему определенный литературный герой следует тому или иному нравственному положению, и, если это обоснование носит характер неглубокой аргументации, помочь «углубить» ее; содействовать в определении учащимися нравственной позиции автора в изображаемом им конфликте и в правильной оценке ее с точки зрения соответствия прогрессивным тенденциям в развитии нравственности; 6) помочь учащимся обобщать извлекаемые ими из литературных эпизодов частные нравственные положения.
При использовании приемов учащийся окажется способным не просто воспроизводить нравственные знания, как это обычно бывает, если они просто усвоены, но и видеть в них основу для выбора того или иного варианта своего поведения.
Следующая группа приемов направлена на формирование нравственных чувств посредством сопоставления чувств персонажей и собственных чувств читателей.
Нравственные чувства – это переживание человеком своего отношения к действительности, к людям, собственному поведению. Современные психологи и педагоги придают большое значение нравственным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру. Чувства побуждают младшего школьника к активной деятельности, придают убеждениям силу страсти и устойчивости .
В данной группе мы выделяем следующие приемы: прием сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения, подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя), составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения, написание письма герою.
Статьи по теме:
Организация и методы
исследования детей с ФФН и в норме
Цель: оценка и коррекция уровня сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием. Задачи: Определить уровень сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с ФФН и с нормальным речев ...
Критика систем оценивая
Объективность всегда становилась предметов многочисленных споров и разногласий. Трудно придумать такую шкалу оценки знаний, которая бы всех удовлетворила и давала верный результат. В школах, лицеях, университетах нас постоянно оценивают, выводят какие-то итоговые цифры, которые должны показать наш ...
Понятие отклоняющегося поведения
Общество всегда уделяет много внимания проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило нео ...