Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Страница 2

В «Толковом словаре» С.И. Даля понятие «форма» определяется как «наружный вид», «внешнее очертание», определенный установленный порядок. В педагогике форма - это специальная конструкция процесса обучения и воспитания, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения и воспитания, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

К формам внеклассной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы, факультативные занятия, экскурсии и др.

Вопросами определения формы внеклассной воспитательной работы и классификацией форм занимались такие педагоги как В.С. Безрукова, Е.В. Титова, И.Т. Иванов, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, И.М. Чередов.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими условиям школьной жизни. Оно постоянно меняется. Часто основы содержания и методики внеклассной работы черпаются из популярных игр телевизионных передач. (КВН, «Брейн-ринг», «Что? Когда?», «Поле чудес», «Отгадай мелодию», «Зов джунглей», «Великолепная семерка», «Умницы и умники» и др.).

Рассмотрим основные формы организации внеклассной воспитательной работы.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие, развлекательные, по направлениям воспитательной работы;

3) по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт.

Широко распространенной формой внеклассной воспитательной работы является классный час. Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью формирования классного коллектива и развитию его членов.

Центральным компонентом классного часа является беседа классного руководителя с учащимися на заранее запланированную тему. Кроме этого, на классных часах обсуждаются текущие дела, предусматриваются какие-либо виды развлечений с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности. Основная функция классного часа − обогащение учащихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения.

Существуют и другие классификации форм внеклассной воспитательной работы. Наиболее распространено следующее деление форм работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа − это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Такая деятельность требует от учителя знаний индивидуальных особенностей учащихся. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству
Примерная программа внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. Принцип неадап ...

Основные экологические представления в курсе «Окружающий мир»
Средством воспитания и образования младших школьников начальных классов в курсе природоведения является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам и окружающих людей. Детям младшего школьного возраста свойственно ...

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание ...

Категории