Рассмотрим первый прием в этой группе: прием сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения. Данный прием способствует адекватному оцениванию своих чувств и чувств героя. Если в жизни ребенка были такие же ситуации, он сравнивает, какие чувства испытывал персонаж и какие чувства испытывал сам ребенок в похожих условиях.
Чтобы лучше понять чувства героя и сравнить их со своими собственными ощущениями, ученику предстоит понять причины поступка героя, осмыслить, что его подтолкнуло поступить так, а не иначе, какие чувства он при этом испытывал, как бы сам ученик поступил в данной ситуации. Прием может способствовать формированию у детей эмпатии, сочувствия, сострадания, отзывчивости, а также способности поставить себя на место литературного героя. Впоследствии это научит ребенка ставить себя и сторону других людей.
Данный прием может быть удачно включен во внеклассную работу, особенно в классный час, например, ученики могут по очереди выходить к доске и рассказывать о своих чувствах или индивидуально излагать их на листе, после чего может следовать коллективное обсуждение написанного. Ученики могут по желанию прочитать о своих чувствах и эмоциях.
Второй прием - подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя).
Целью данного приема является обогащение словарного запаса детей словами, описывающими нравственные чувства героев произведений, и как результат – появление этих чувств у учащихся.
Известно, что обогащение словаря словами, называющими чувства, способствует появлению этих чувств.
Можно попросить детей вести словарики, при этом показать школьникам уже готовый словарь, как он должен быть оформлен. В него учащиеся после прочтения рассказов Осеевой будут записывать чувства и настроения героев произведения. Можно просить детей заполнять словарь как индивидуально (а потом собирать на проверку), так и коллективно, с обсуждением вариантов записи всем классом. Также эффективным для формирования нравственных чувств может быть включение в словарик не только положительных чувств, но также и отрицательных, можно разделить лист на две колонки, в одной из которых будут записываться положительные, нравственные чувства, которые испытывал герой, а в другой отрицательные.
Следующий прием: составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние при чтении произведения. Данный прием хорошо сочетается с предыдущим приемом. При составлении текста можно попросить учеников пользоваться словариком чувств и настроений героя. Такая работа будет способствовать появлению этих чувств у младших школьников, т.к. учащиеся учатся оперировать этими словами в речи.
Следовательно, целью этого приема является формирование нравственных чувств у учащихся посредством использования в речи слов, обозначающих эти чувства. Также прием направлен на то, чтобы, составляя текст, школьники еще раз испытали то эмоциональное состояние, которое испытывали при прочтении рассказа, и более полно и чётко учились излагать свои чувства. Этот прием лучше использовать без предварительного обсуждения. Целесообразней давать это задание детям индивидуально, чтобы каждый ребенок смог описать именно свое эмоциональное состояние, а не пытался воспользоваться идеями одноклассников.
Статьи по теме:
Самооценка младшего школьника
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего повед ...
Сущность интеллектуальных умений учащихся
В педагогическом словаре понятие «умение» определяется следующим образом: «умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта». Учебные умения предполагают использование ранее полученного опыта, ...
Требования к организации работы учебного процесса с
использованием информационно-коммуникационных технологий
§ Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. § Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и м ...