Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Страница 6

Рассмотрим первый прием в этой группе: прием сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения. Данный прием способствует адекватному оцениванию своих чувств и чувств героя. Если в жизни ребенка были такие же ситуации, он сравнивает, какие чувства испытывал персонаж и какие чувства испытывал сам ребенок в похожих условиях.

Чтобы лучше понять чувства героя и сравнить их со своими собственными ощущениями, ученику предстоит понять причины поступка героя, осмыслить, что его подтолкнуло поступить так, а не иначе, какие чувства он при этом испытывал, как бы сам ученик поступил в данной ситуации. Прием может способствовать формированию у детей эмпатии, сочувствия, сострадания, отзывчивости, а также способности поставить себя на место литературного героя. Впоследствии это научит ребенка ставить себя и сторону других людей.

Данный прием может быть удачно включен во внеклассную работу, особенно в классный час, например, ученики могут по очереди выходить к доске и рассказывать о своих чувствах или индивидуально излагать их на листе, после чего может следовать коллективное обсуждение написанного. Ученики могут по желанию прочитать о своих чувствах и эмоциях.

Второй прием - подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя).

Целью данного приема является обогащение словарного запаса детей словами, описывающими нравственные чувства героев произведений, и как результат – появление этих чувств у учащихся.

Известно, что обогащение словаря словами, называющими чувства, способствует появлению этих чувств.

Можно попросить детей вести словарики, при этом показать школьникам уже готовый словарь, как он должен быть оформлен. В него учащиеся после прочтения рассказов Осеевой будут записывать чувства и настроения героев произведения. Можно просить детей заполнять словарь как индивидуально (а потом собирать на проверку), так и коллективно, с обсуждением вариантов записи всем классом. Также эффективным для формирования нравственных чувств может быть включение в словарик не только положительных чувств, но также и отрицательных, можно разделить лист на две колонки, в одной из которых будут записываться положительные, нравственные чувства, которые испытывал герой, а в другой отрицательные.

Следующий прием: составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние при чтении произведения. Данный прием хорошо сочетается с предыдущим приемом. При составлении текста можно попросить учеников пользоваться словариком чувств и настроений героя. Такая работа будет способствовать появлению этих чувств у младших школьников, т.к. учащиеся учатся оперировать этими словами в речи.

Следовательно, целью этого приема является формирование нравственных чувств у учащихся посредством использования в речи слов, обозначающих эти чувства. Также прием направлен на то, чтобы, составляя текст, школьники еще раз испытали то эмоциональное состояние, которое испытывали при прочтении рассказа, и более полно и чётко учились излагать свои чувства. Этот прием лучше использовать без предварительного обсуждения. Целесообразней давать это задание детям индивидуально, чтобы каждый ребенок смог описать именно свое эмоциональное состояние, а не пытался воспользоваться идеями одноклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Современные методы преподавания с точки зрения возможности формирования компетентностей
Метод обучения (от греч. metodos-буквально: путь к чему-либо)- это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образован ...

Концепция нового педагогического образования
Происходящие в обществе радикальные изменения идеологических воззрений, социальных представлений и. идеалов сопровождаются качественными преобразованиями в сфере образования. Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразования социума, ...

Основные типы словарных упражнений
Лексические и словарные упражнения теснейшим образом связаны между собой, и в ряде случаев их трудно разграничить, так как в основе и тех и других лежит работа над словом. Учитель должен дифференцировать эти упражнения, потому что с помощью такой дифференциации можно строже определить содержание сл ...

Категории