Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Страница 5

Гуманизация образования и педагогического процесса в образовательном учреждении, поставленная целью в концепции общественного школьного воспитания, требует поставить в центр всей педагогической деятельности ребенка.

Один из центральных путей гуманизации и демократизации педагогического процесса, создания эмоционального благополучия и обеспечения духовного развития детей – это усиление внимания педагогов к музыкально – эстетическому воспитанию школьников. Оно основывается на опыте, который обретает ребенок, аккумулирует этот опыт и придает новое звучание. Благодаря специфике этого процесса ребенок под руководством педагога приобщается к общечеловеческим и духовным ценностям через собственный внутренний мир и личное эмоциональное содержание. Оно выражает и формирует отношение ребенка ко всему, что его окружает и самому себе. Все это требует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов. Опыт работы школьных учреждений показывает, что в течение многих лет воспитательно-образовательная работа с детьми была построена на учебно-дисциплинарной модели и направлена на приоритетное решение задач подготовки детей к школе. Этой задаче фактически подчинялся весь педагогический процесс. В своей педагогической деятельности педагоги ориентировались на общую массу детей, на некую модель «усредненного» ребенка, что тормозило развитие потенциальных возможностей школьника. В музыкально – эстетическом воспитании укоренилась бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов этой работ.

Преодолеть сложившиеся трудности и повысить эффективность музыкально – эстетического воспитания младших школьников помогают альтернативные программы, в которых главной целью музыкально – эстетического воспитания является формирование у детей заинтересованного и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства и может быть развито у детей в процессе ознакомления с искусством и их участия в различных видах музыкально – творческой деятельности.

Работы отечественных и зарубежных исследователей свидетельствуют, что музыкально – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, создает эмоциональное благополучие ребенка. В связи с этим, в современных вариативных программах предусмотрено широкое включение в педагогический процесс разнообразных видов деятельности.

Предоставление младшим школьникам возможности заниматься разнообразными видами музыкально – творческой деятельности дает возможность удовлетворить потребности ребенка в активной деятельности, самовыражении и развитии интересов. Музыкально – творческая деятельность предполагает широкое использование взаимосвязи образов разных видов искусства. Такая интеграция создает объективные условия для развития творческих способностей каждого ребенка, его индивидуальности .

Итак, рассмотрев материалы параграфа, мы делаем следующие выводы. В большинстве исследований ученые рассматривают эстетическое воспитание как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В свете концепции системного понимания в структуре эстетического воспитания учеными выделены:

1. Задачи:

· формирование системы эстетических представлений, взглядов и убеждений;

· развитие стремления, готовность и умение вносить элементы прекрасного в жизнь;

· расширение художественного кругозора;

· эстетически воспитывать детей, развивать художественный вкус, одновременно формировать мировоззрение;

· помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное.

2. Средства и формы эстетического воспитания:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Подходы к организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничест ...

Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая проблема
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности. Всякое достижение имеет предысторию. Как сказал поэт И.И. Шкляревский: «Самое сильное в человеке – его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью. Так попробуем начать с самого начала!» Состоя ...

Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором ...

Категории