Гуманизация образования и педагогического процесса в образовательном учреждении, поставленная целью в концепции общественного школьного воспитания, требует поставить в центр всей педагогической деятельности ребенка.
Один из центральных путей гуманизации и демократизации педагогического процесса, создания эмоционального благополучия и обеспечения духовного развития детей – это усиление внимания педагогов к музыкально – эстетическому воспитанию школьников. Оно основывается на опыте, который обретает ребенок, аккумулирует этот опыт и придает новое звучание. Благодаря специфике этого процесса ребенок под руководством педагога приобщается к общечеловеческим и духовным ценностям через собственный внутренний мир и личное эмоциональное содержание. Оно выражает и формирует отношение ребенка ко всему, что его окружает и самому себе. Все это требует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов. Опыт работы школьных учреждений показывает, что в течение многих лет воспитательно-образовательная работа с детьми была построена на учебно-дисциплинарной модели и направлена на приоритетное решение задач подготовки детей к школе. Этой задаче фактически подчинялся весь педагогический процесс. В своей педагогической деятельности педагоги ориентировались на общую массу детей, на некую модель «усредненного» ребенка, что тормозило развитие потенциальных возможностей школьника. В музыкально – эстетическом воспитании укоренилась бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов этой работ.
Преодолеть сложившиеся трудности и повысить эффективность музыкально – эстетического воспитания младших школьников помогают альтернативные программы, в которых главной целью музыкально – эстетического воспитания является формирование у детей заинтересованного и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства и может быть развито у детей в процессе ознакомления с искусством и их участия в различных видах музыкально – творческой деятельности.
Работы отечественных и зарубежных исследователей свидетельствуют, что музыкально – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, создает эмоциональное благополучие ребенка. В связи с этим, в современных вариативных программах предусмотрено широкое включение в педагогический процесс разнообразных видов деятельности.
Предоставление младшим школьникам возможности заниматься разнообразными видами музыкально – творческой деятельности дает возможность удовлетворить потребности ребенка в активной деятельности, самовыражении и развитии интересов. Музыкально – творческая деятельность предполагает широкое использование взаимосвязи образов разных видов искусства. Такая интеграция создает объективные условия для развития творческих способностей каждого ребенка, его индивидуальности .
Итак, рассмотрев материалы параграфа, мы делаем следующие выводы. В большинстве исследований ученые рассматривают эстетическое воспитание как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В свете концепции системного понимания в структуре эстетического воспитания учеными выделены:
1. Задачи:
· формирование системы эстетических представлений, взглядов и убеждений;
· развитие стремления, готовность и умение вносить элементы прекрасного в жизнь;
· расширение художественного кругозора;
· эстетически воспитывать детей, развивать художественный вкус, одновременно формировать мировоззрение;
· помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное.
2. Средства и формы эстетического воспитания:
Статьи по теме:
Требования, предъявляемые к процессу
наблюдения
Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению. 1. Целенаправленность. В повседневной жизни, наблюдая окружающую действительность, человек фиксирует все, что попадает в поле его зрения, не ставя, как правило, пере ...
Диана Гурцкая
Известная певица Диана Гурцкая - единственная в России незрячая звезда, которая добилась успеха среди обыкновенных людей с нормальным зрением. Диана Гурцкая родилась в Абхазии, в Сухуми в семье бывшего шахтера и бывшего педагога. В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких д ...
Новый подход к преподаванию изобразительной деятельностью. Новые
педагогические технологии
Наша цель – помочь детям «найти себя» выявлять их художественно – изобразительные способности и возможности. Главное – помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазии. На первых порах придя в изостудию дети, осваивая технические приемы, не знали, как лучше выполнить задуманную работу. Наша ...