Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Страница 4

Основанием для подобного членения в исследовании выступает уровень эстетической воспитанности, который измеряется по следующим критериям: (см. схему 2)

1. Наличие у детей эстетических знаний, сформированных в виде представлений, понятий, суждений (показатели этого критерия: полнота, адекватность, осознанность, действительность, прочность, действенность).

2. Развитость эстетических чувств (показатели: степень выраженности чувств, степень их единства со знаниями, проявление их на практике).

3. Наличие эстетических интересов (показатели: широта, разнообразность, действенность, устойчивость).

4. Приобщенность младших школьников к художественному творчеству

(показатели: потребность в эстетической деятельности, наличие

умений для ее осуществления).

Эстетическое воспитание имеет много общих черт с музыкальным воспитанием: в том и другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой,

зачастую неосознаваемой реакцией на звучание. И в той и в другой сфере

действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты,

соразмерности, целостности и выразительности формы. Возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия. Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие музыкального искусства – с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.

Вместе с тем нельзя не видеть глубоких различий между этими темами восприятий. Музыкальное восприятие отличает особая нравственно – мировоззренческая направленность, сложность и диалектичность эмоционально-эстетических реакций, позитивных и негативных: удовольствия и неудовольствия. В том числе и тогда, когда слушатель вступает в контакт с высокой художественной ценностью, к тому же

Схема 2

отвечающей его критериям вкуса. Радость и удовольствие, доставляемые искусством в процессе восприятия, зиждутся на обретении человеком особого знания о мире и о себе, которое не могут предоставить другие сферы культуры, на очищение эмоций от всего наносного, хаотичного, смутного, на удовлетворении от точной нацеленности музыкальной формы на определенное содержание. Вместе с тем, музыкальное восприятие включает целую гамму отрицательных, негативных эмоций, связанных с воссозданием в искусстве явлений уродливых, низменных, отвратительных, а также с самим течением процесса восприятия. Если гнев, отвращение, презрение, ужас по отношению к реальным предметам и явлениям прерывают процесс, эстетическое воспитание даже в том случае, когда в начале был получен позитивный стимул, то совсем иное происходит при восприятии искусства по отношению к его воображаемым предметам. Когда музыкант дает им верную социально – эстетическую оценку.

Точно также эстетическое воспитание без воспитания музыкального оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

Такое понимание значимости эстетического и музыкального воспитания в целом укладывается в современные концепции глобального развития человечества в третьем тысячелетии. В этих концепциях культура и духовность осознаются в качестве ключевых ресурсов развития в условиях растущей неопределенности и высокой мирохозяйственной конкуренции. Идея культуры расширяет свой объем далеко за рамки чисто традиционного понимания, становится все более деятельной и активной по своему содержанию.

В настоящее время выдвигается принцип адаптации достижений научно – технического развития к запросам личности, к меняющейся социокультурной стратификации человечества. Инвестиции в образование, науку и культуру становятся главными факторами развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Особенности отечественной педагогической мысли
В России педагогические знания, практика обучения и воспитания имеют давнюю историю. В сочинениях византийца Прокопия Кесарийского (VI в.) отмечались следующие характерные черты славян: обостренное чувство общности и справедливости; устойчивая вера в существование верховного существа; вера в магию; ...

Распределение материала темы на подтемы и уроки
При распределении необходимо учитывать следующие требования: - определенность и законченность содержания учебного материала каждой темы; - четкость и конкретность целей урока; - равномерность нагрузки учащихся на уроках; - взаимосвязь уроков, их логическая последовательность. Проанализировать содер ...

Организация коммуникации в учебном процессе
В основе коммуникационного процесса в системе традиционного обучения лежит монолог педагога. Педагог с готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную. Взаимодействие между участниками образовательного п ...

Категории