Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Страница 3

Эстетическое воспитание, в свете концепции его системного понимания, имеет, как и любая другая частичная система, определенную структуру. В нее входят:

1. Специфические задачи формирования тех или иных сторон личности.

2. Соответствующие этим задачам средства и формы воспитания.

3. Специфические методы эстетического воспитания – как своеобразное преломление общих методов воспитания к решению его задач.

Все эти компоненты системы эстетического воспитания органически

связаны между собой. Ведущими среди них выступают задачи эстетического воспитания. Они предопределяют содержание этого аспекта воспитательного процесса, виды деятельности, в которых это содержание в наибольшей мере реализуется и те средства, которые при этом должны использоваться. Это задает и методы эстетического воспитания как определенные сочетания деятельности воспитателей и воспитанников, несущие наибольшие возможности для их решения.

Задачи эстетического воспитания младших школьников:

1. Формирование системы эстетических представлений, взглядов, убеждений.

2. Развитие стремления, готовность и умение вносить элементы прекрасного в жизнь.

3. Расширение художественного кругозора.

4. Эстетически воспитывать детей, развивать художественный вкус, одновременно формировать мировоззрение.

5. Помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное.

Средства эстетического воспитания: методические рекомендации, наглядные пособия, краеведческий материал, произведения искусств, природа, видеофильмы и другие .

Формы эстетического воспитания: урок, беседа, экскурсии, творческие кружки, театральные студии, школьные вечера, олимпиады и др.

Методы эстетического воспитания:

1. Демонстрация, показ или исполнение художественных произведений. Вне прямых контактов с искусством, звукового или зрительного его восприятия трудно рассчитывать на успех эстетического воспитания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимально расширить сферу непосредственного общения детей с явлениями искусства.

2. Анализ работы, разбор и оценка художественных произведений.

Эстетический вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусств хорошего качества. Необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.

3. Сообщение искусствоведческих знаний. Учащиеся должны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, историю и теорию различных видов искусств.

4. Организация творческой и исполнительской деятельности учащихся. Упражняясь в разнообразных формах эстетической деятельности, учащиеся развивают творческие способности, умения и навыки для самостоятельного воспроизведения предметов и явлений действительности средствами искусства.

Усилия педагогов в любом учебно-воспитательном учреждении, будь то школа, профессиональное училище или институт, должны быть направлены не на решение каких-то отдельных задач эстетического воспитания и тем более проведение разрозненных мероприятий с эстетическим содержанием, при всей их важности. Они должны быть направлены на обеспечение оптимального функционирования эстетического воспитания в целом.

Одним из путей повышения эффективности эстетического воспитания является дифференцированный подход.

Опираясь на трактовку слов, составляющих термин «дифференцированный подход», можно утверждать, что под ним в педагогике понимается совокупность приемов и способов воздействия на воспитанников, учитывающая различие их отдельных групп, возникающих при мысленном членении какой-то группы, класса, школы, других воспитательных коллективов на части. Основания для этого членения или классификации могут быть различные. Это – самые разнообразные качества, которые в той или иной степени развиты у личности, уровень успеваемости, тип темперамента и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Помощь детям в кризисной ситуации
Кризис можно определить как: 1. резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; 2. острое затруднение с чем-либо (преимущественно о предметах, продуктах потребления, тяжелое положение. В жизни ребенка существуют несколько факторов, которые могут породить кризисную ситуацию: развод ...

Направленность личности
Направленность личности Богоявленская Д.Б. определяет как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Говоря о направленности личности, хочется обратиться к трудам ...

Зачет – как система оценивания знаний
Зачеты как форма текущей аттестации используются при оценке уровня знаний, практических профессиональных умений и навыков (компетенции) студентов, результатов выполнения студентами предусмотренных учебным планом специальности лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов), усв ...

Категории