Эстетическое воспитание, в свете концепции его системного понимания, имеет, как и любая другая частичная система, определенную структуру. В нее входят:
1. Специфические задачи формирования тех или иных сторон личности.
2. Соответствующие этим задачам средства и формы воспитания.
3. Специфические методы эстетического воспитания – как своеобразное преломление общих методов воспитания к решению его задач.
Все эти компоненты системы эстетического воспитания органически
связаны между собой. Ведущими среди них выступают задачи эстетического воспитания. Они предопределяют содержание этого аспекта воспитательного процесса, виды деятельности, в которых это содержание в наибольшей мере реализуется и те средства, которые при этом должны использоваться. Это задает и методы эстетического воспитания как определенные сочетания деятельности воспитателей и воспитанников, несущие наибольшие возможности для их решения.
Задачи эстетического воспитания младших школьников:
1. Формирование системы эстетических представлений, взглядов, убеждений.
2. Развитие стремления, готовность и умение вносить элементы прекрасного в жизнь.
3. Расширение художественного кругозора.
4. Эстетически воспитывать детей, развивать художественный вкус, одновременно формировать мировоззрение.
5. Помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное.
Средства эстетического воспитания: методические рекомендации, наглядные пособия, краеведческий материал, произведения искусств, природа, видеофильмы и другие .
Формы эстетического воспитания: урок, беседа, экскурсии, творческие кружки, театральные студии, школьные вечера, олимпиады и др.
Методы эстетического воспитания:
1. Демонстрация, показ или исполнение художественных произведений. Вне прямых контактов с искусством, звукового или зрительного его восприятия трудно рассчитывать на успех эстетического воспитания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимально расширить сферу непосредственного общения детей с явлениями искусства.
2. Анализ работы, разбор и оценка художественных произведений.
Эстетический вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусств хорошего качества. Необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.
3. Сообщение искусствоведческих знаний. Учащиеся должны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, историю и теорию различных видов искусств.
4. Организация творческой и исполнительской деятельности учащихся. Упражняясь в разнообразных формах эстетической деятельности, учащиеся развивают творческие способности, умения и навыки для самостоятельного воспроизведения предметов и явлений действительности средствами искусства.
Усилия педагогов в любом учебно-воспитательном учреждении, будь то школа, профессиональное училище или институт, должны быть направлены не на решение каких-то отдельных задач эстетического воспитания и тем более проведение разрозненных мероприятий с эстетическим содержанием, при всей их важности. Они должны быть направлены на обеспечение оптимального функционирования эстетического воспитания в целом.
Одним из путей повышения эффективности эстетического воспитания является дифференцированный подход.
Опираясь на трактовку слов, составляющих термин «дифференцированный подход», можно утверждать, что под ним в педагогике понимается совокупность приемов и способов воздействия на воспитанников, учитывающая различие их отдельных групп, возникающих при мысленном членении какой-то группы, класса, школы, других воспитательных коллективов на части. Основания для этого членения или классификации могут быть различные. Это – самые разнообразные качества, которые в той или иной степени развиты у личности, уровень успеваемости, тип темперамента и т.д.
Статьи по теме:
Развитие системы дифференцированного обучения в России
История дифференцированного обучения, как в нашей стране, так и за рубежом может дать педагогу богатый материал для размышления. Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы. До этого обучение было индивидуальным, соответс ...
Общенаучные модели интерпретации знания
Одним из центральных понятий герменевтики является понятие интерпретации. Интерпретация составляет фундаментальную основу как мышления, так и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми. В связи с двойственностью природы интерпретации основанное на ней понимание должно учитыва ...
Роль чтения в воспитании личности
Трудно переоценить роль семьи в умственном развитии ребенка, в расширении его кругозора, формировании любознательности, познавательных потребностей и интересов, в развитии пытливости ума, в возбуждении, а затем в укреплении стремления овладевать знаниями, учиться. Каждый человек обязан заботиться о ...