Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Теория образования » Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях » Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Страница 4

Наименее разработанным компонентом работы с семьей такого ребенка являются образовательные программы, направленные на повышение родительской медико-психолого-педагогической компетентности. Для того чтобы помочь родителям разобраться в особенностях ребенка и целенаправленно добиваться оптимального эффекта - его позитивной социализации, наряду с постоянной опорой на специалистов различного профиля, осуществляющих комплексный междисциплинарный патронаж, им необходимы базовые знания в области психологии, психиатрии, дефектологии, наркологии и т. п.

Одной из апробированных высокоэффективных моделей междисциплинарной и многоплановой работы с дезадаптированными детьми и их семьями является «Школа опекунов-родителей», возникшая осенью 1999 г. в городе Москве в рамках региональной общественной благотворительной организации «Педагогический поиск» и предназначенная для приемных родителей, опекунов и лиц, готовящихся к усыновлению. В дальнейшем круг слушателей школы был значительно расширен за счет родителей детей-инвалидов, детей с психической патологией и с тяжелыми формами школьной и социальной дезадаптации.

В ходе образовательной деятельности разработана, апробирована и усовершенствована в соответствии с нуждами слушателей учебная программа курса «повышения квалификации» родителей. Занятия включают лекции специалистов различного профиля: психологов, коррекционных педагогов, психиатров, юристов, наркологов, педагогов - специалистов в области профориентации. Много времени уделялось ответам на вопросы и свободному обмену мнениями.

Образовательная программа для родителей рассчитана на 90-100 часов. За это время родители получают представление об особенностях возрастных периодов детства, возрастных кризах, депривации и ее влиянии на личностное развитие ребенка, возрастных особенностях усвоения социального опыта, критериях социальной адаптированности, причинах и проявлениях социальной и школьной дезадаптации в детско-подростковом возрасте, наиболее распространенных психических расстройствах в детском и подростковом возрасте, сексуальном развитии ребенка и подростка и профилактике сексуальных нарушений, профилактике социального сиротства, дошкольном воспитании детей с нарушениями развития, профилактике алкоголизма, наркомании и правонарушений у несовершеннолетних и т. д. Подробно образовательная программа для родителей изложена в изданной осенью 2000 г. книге «Психолого-педагогическая помощь семье с приемным ребенком и ребенком-инвалидом», авторами которой являются преподаватели и консультанты школы.

Консультирование детей и их семей проводится в те же сроки, что и обучение. Группа специалистов, работающих в междисциплинарном взаимодействии, - психолог, психиатр и дефектолог консультируют детей и их семьи на дому. После совместного обсуждения результатов осмотра специалисты дают конкретные рекомендации по лечению, организации взаимодействия взрослых с ребенком, намечают пути и способы педагогической коррекции. В зависимости от ведущего нарушения назначается основной куратор - психолог, дефектолог или психиатр. Так, при обострении психического заболевания куратором нуждающегося в специальном лечении ребенка является психиатр, нарушении познавательных процессов - коррекционный педагог, нарушении отношений в семье - психолог. В ходе консультативной работы была выявлена необходимость психолого-психиатрического консультирования самих родителей. Осознание этой необходимости специалистами-консультантами совпало с высказанным желанием слушателей школы получить подобную помощь.

Для получения объективной оценки работы Школы была разработана анонимная анкета. Данные анкетирования по завершении курса обучения показали, что слушатели высоко оценивают работу Школы, отмечая практическую значимость полученных в ней знаний; многим родителям благодаря полученным знаниям и поддержке специалистов удалось преодолеть неблагоприятные ситуации. Типичными были высказывания слушателей: «Как жаль, что этого мы не слышали раньше! Многих проблем в воспитании детей просто не возникло бы».

В зависимости от приоритетных задач медико-психолого-педагогической службы и особенностей контингента детей и их семей образовательные программы для родителей могут быть модифицированы. Так, в течение нескольких месяцев в рамках программы «Помощь детям - жертвам психологического насилия» существует «Школа-клуб для родителей», в задачи которой входит их информирование о формах и видах психологического насилия над ребенком и его последствиях, а также о вариантах ненасильственного взаимодействия с ребенком. Для осуществления такой программы выбран Межшкольный учебно-производственный комбинат № 13 «Хамовники» (МУК-13 «Хамовники»), одним из направлений деятельности которого является обучение по программе массовой школы в 7, 8 и 9 классах и начальное производственное обучение от 40 до 60 подростков с глубокими формами школьной и социальной дезадаптации, в большинстве своем имеющих неблагополучные семьи с уродливыми, часто жестокими формами воспитания. В данном случае тематика занятий была следующей: «Психологическое насилие над ребенком и его последствия», «О чем говорит неблагополучие ребенка?», «Как помочь неуспевающему ребенку?», «Как уважать ребенка?», «Ограничение профессионального выбора как форма психологического насилия над подростком», «Подросток и насилие», «Об ответственности за жестокое обращение с ребенком», «Как можно помочь себе и своему ребенку?», «Как оказать помощь ребенку, пережившему психологическое насилие?», «Профилактика психологического насилия», «Конвенция ООН и законодательство о правах ребенка».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Методика и ход проведения исследования
Для изучения мотивационной сферы старших подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе школы № 1 п.г.т. Ижморского в следующих классах. класс 9"А" - 22 человека; класс 9"Б" - 24 человека. Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся шко ...

Понятия нормы и аномалии
В человека от природы заложено желание все конкретизировать, но дать определение понятия «норма» довольно сложно, так как признаки, которые должны его формировать, оценочны, трудноуловимы и порой изменчивы. Аристотель в «Нокомаховой этике» характеризовал норму как среднюю величину между избытком и ...

Категории