Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Теория образования » Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях » Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Страница 5

Проведенные за эти годы школы для родителей наряду с образовательным и консультативно-коррекционным направлением имели совсем неожиданный «побочный» результат, позитивность которого трудно переоценить: он сказался в пробуждении инициативы и активности самих родителей, объединении родителей, завязавшейся дружбе, взаимной поддержке, расширении их кругозора и интересов.

Обучение родителей проводится при личном контакте со специалистом во время консультативного приема. Врач, психолог, дефектолог обязаны подробно и в доступной форме объяснить родителям суть состояния их ребенка, его причины, прогноз, тактику коррекционной работы и медикаментозного лечения. В связи с этим остро встает вопрос о популярной, лаконичной, понятной взрослым с любым уровнем образования, но при этом соответствующей современной медицинской, психологической, юридической, педагогической науке литературе в помощь родителям детей с различными проблемами развития. Таким образом, предварительные итоги деятельности родительских школ показывают эффективность такой работы, а также необходимость ее продолжать. В связи с этим становится очевидной необходимость разработок, апробация и внедрение новых методик работы с семьей, направленных на повышение социальной активности членов семьи, гармонизацию и гуманизацию, приобретение основных социальных, педагогических, психологических, юридических и медицинских знаний, объединение семьи с различными специалистами и другими семьями, увеличение кругозора семьи, а при необходимости и лечение членов семьи.

Если же возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства является передача детей под опеку или на усыновление родственникам, однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные и материальные условия и т.п. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.

Но существует и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, - создание семейных (воспитательных) групп.

Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.

В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации. Благодаря ему восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации. Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние.

Таким образом, деятельность приюта – это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения – социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:

· Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Общая характеристика учебника математики Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и н ...

Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству
В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному направлению на примере проектов: 1. Проект «Классная клумба»; 2. Проект «Добрые дела для моего класса»; 3. Проект «Наши руки не знают скуки» ...

Уполномоченный по правам ребенка и его деятельность в отношении детей в кризисной ситуации
В сентябре 1999 г. Комитетом ООН по правам ребенка рассмотрен периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 – 1997 гг. В заключительных замечаниях Комитета на доклад особое внимание было уделено вопросам соблюдения прав детей и механизмам обеспечения неза ...

Категории