Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Теория образования » Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях » Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Страница 2

3. территориальный центр социальной помощи семье и детям;

4. центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;

5. социальный приют для детей и подростков;

6. центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Уже само выстраивание таких учреждений в порядке оказываемых ими услуг – от чисто психологических реабилитации и временного содержания вне семьи – указывает на наличие различных технологий социальной работы с такими детьми, в которых должны реализовываться следующие принципы:

· Разноплановость усилий, то есть направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;

· Единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости – медицинских, биологических) воздействий;

· Партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;

· ступенчатость, постепенность, последовательность, создание «переходов» от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитательных технологий к другим.

Вместе с тем, выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание технологий социальной работы с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и разными методами.

Мы можем выделить

Прежде всего, в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков. Каждый приют отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с «трудными», или пережившими кризис). Различны и материально-техническая база, возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможными организациями.

Состав несовершеннолетних в социальных детских приютах весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку:

· Подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;

· Подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

· Почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания;

· Многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован или утрачен опыт жизни в семье.

· У многих детей отмечена задержка психического развития.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

· Личного обращения;

· Направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;

· Постановления комиссий по делам несовершеннолетних;

· Заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;

· Постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению с взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.

Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция.

Психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.

Психокоррекция – это понятие, используемое для обозначения такого процесса воздействия психолога на группу, который осуществляется в целях изменения психологического состояния, проявлений свойств психики, особенностей протекания психических процессов, процессов внутригруппового общения в условиях обыденной жизни, специально организованных занятий, учебной, производственной или иной ситуации и который не связан с постановкой медицинского (психиатрического, патопсихологического) диагноза и (или) с использованием средств и процедур медицинского характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы
Тема: «Подготовка агрегатов для высева семян свеклы». Количество часов на изучение темы – 6 часов. Время изучения: II курс, I семестр. Содержание темы: В целях лучшего усвоения материала и приобретения прочных умений изучение темы целесообразно разбить на следующие задания: «Подготовка тракторов к ...

Теории профессионально-важных качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов
Педагогическая профессия относится к профессиям типа " Человек—Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хороший самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении . способностью мысленно ставить себя на место друг ...

Предматематическое развитие дошкольника в современных образовательных программах. Анализ программного содержания
Основная задача педагога-воспитателя наполнить повседневную жизнь группы детей дошкольного возраста интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспи ...

Категории