Образ «Я» - человек, отраженный в произведениях искусства. Связь между изображенным образом и собственным реальным образом, состояниями, эмоциями, настроением, переживаниями, чувствами.
Способы изображения связей между образом одного человека и другого. Сходство и различия людей по состоянию, настроению, эмоциям, чувствам.
Общность и специфика изобразительно-выразительного языка в различных видах искусства. Образ человека в портретной живописи, раскрывающий нравственно-эстетические характеристики.
Пейзажная живопись, отражающая эмоциональную связь человека с природой. Отличительные и сходные признаки городского и сельского пейзажа, природной зоны Урала и других природных зон. Красота в сочетании природного ландшафта и архитектурных форм (зданий, сооружений) вписанных в него.
Бытовая живопись, отражающая характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы, регулирующие их.
Натюрморт, малая скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Художественные образцы предметов (игрушка, роспись, резьба, кружево и др.). Художественная и прагматическая ценность предметов изобразительного искусства.
Изобразительный образ. Изобразительно-выразительный язык. Культурно-исторические особенности предметов, созданных тем или иным народом Уральского региона, той или иной нацией, их ценности. Общее и специфическое через знаково-символические различия, отраженные в предметах-образах, одушевленных талантом художника. Способы творческого перевоплощения.
Выставка народно-прикладного искусства.
Сфера музыкальной деятельности
Музыкальный фольклор народов Урала: пестушки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).
Ребенок, взрослый, музыкант, певец в жизни и в музыкальном творчестве.
Музыкальная жизнь Урала - часть русской национальной культуры. Уральские композиторы. Жанровая палитра, опора на традиции Уральского народного фольклора.
Музыкальные произведения, предназначенные для ознакомления дошкольников:
Уральские народные песни: «Веночек, мой веночек», «Возле нас зеленый сад», «Ой, вы кумушки, мои подруженьки», «Ты шкатулка моя».
Уральские песни: «Вдоль по речке, по Самарке», «Возле нас зеленый сад», «Како у нас-то в мастерской», «По лужку было лужочку», «Птичка, ты пташечка», «Ты шкатулка моя», «Уж ты Веснушка-весна», «Усень, усень»; уральская песня в обработке Н.Голованова «Уж ты прялица, ты коковица»; Шутов И. «Уральская рябина», «Урал».
Уральские частушки: Шайтанская песенная кадриль.
Младший дошкольный возраст
В сфере художественно-литературной деятельности
Образовательные задачи
Воспитывать у ребенка:
- потребность рассматривать книгу и иллюстрации, желание читать литературные произведения;
- интерес и любовь к книге, литературному, народному творчеству;
- способность и умение эстетически воспринимать произведения литературы, народный фольклор.
Формировать у ребенка:
- привычку к чтению книги как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым;
- умение слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказывание воспитателя;
- умение следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.
Развивать у ребенка:
- умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям произведений;
- эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; желание отвечать на простые вопросы.
Предполагаемый результат образования воспитанников 4 -го года жизни
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
- умение эмоционально откликаться на произведения народного литературного творчества;
- умение и желание делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте.
Предметно-информационная составляющая образованности
- представления о назначении книги и о том, что к ней следует относиться бережно;
- знание содержания прослушанных литературных произведений.
Статьи по теме:
Основное содержание программы
Содержание программы обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего природного и социокультурного окружения. В содержании программы раскрываются способы познания себя и других через самоощущение себя в м ...
Теоретические основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского
языка
Педагогике сотрудничества посвящено значительное количество исследований российских ученых. В работах К.А. Абульхановой-Славской, М.Н. Берулава, А.Л. Журавлёва, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцова рассматривалась психологическая сущность учебного сотрудничества. Изучалась продуктивность различны ...
Интерпретация педагогического знания как объясняющее понимание
В психолого-педагогической литературе содержится достаточно сведений, указывающих на двойственный характер человеческой деятельности, что естественным образом распространяется и на деятельность, связанную с пониманием, истолкованием и интерпретацией знаний о действительности. Двойственный характер ...