Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект

Страница 3

М. Хайдеггер, место рассматривает, как «место обитания», некая планка пространства, где создаются все условия для существования субъекта.

То есть, место – это то, что имеет определяющее значение в жизни человека, влияет на нее.

Образовательное пространство – это действительное воплощение мест, то есть совпадение «положения» и «места» и появление «местоположения» которые дают способностям человека осуществляться (обретать действительность) и тем самым жить (представление о «человеке на своем месте») и развиваться (образовываться).

И.Г. Шендрик пару «образовательная среда – положение» представляет в виде оси культуры, а «пространство» и «место» – оси смыслов ее освоения индивидом. Двигаясь вдоль первой, школьник осваивает знания и умения, а движение по другой - представляет собой их осмысление, дающее возможность учащемуся проникнуть в связь культуры с его собственным существованием.

Занимая определенные положения в образовательной среде, индивид усваивает соответствующие им знания. Связывая эти знания со своим местом, своим представлением о себе, он понимает их, то есть знания приобретают для него смысл.

В ходе образования ученик, с одной стороны, имеет свое положение в среде, осваивая различные знания. При этом его окружение включает все большую часть среды, таким образом он обучается. Изменение же мест связано с обретением новых смыслов своего существования, изменением самого себя – это является воспитанием.

В соответствии с вышесказанным, образовательное пространство представляет собой вид пространства, место, охватывающее школьника и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующего.

Понятие пространства необходимо человеку для того, чтобы собрать и организовать свое знание о мире. Он создает свое пространство, но не просто как вместилище всего, а как понятную ему, наполненную смыслом, реальность, частью которой он является и в которой конкретные объекты приобретают смысл.

Итак, образование рассматривается как освоение субъектом образовательной среды и расширения тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырех понятий: образовательная среда, положение, место и пространство.

Под образовательным пространством понимают обучение школьника культуре, входящей в непосредственное окружение индивида, чтобы он имел возможность получать ответы на свои вопрос.

Вместе с тем, само определение образовательного пространства, в едином, оформленном виде не существует ни на уровне содержательных признаков этого явления, ни на уровне главного общего смысла его; отсутствует и разработанный понятийный аппарат, связанный с изучением образовательного пространства.

Экологическое образовательное пространство предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают основы комплексной экологии, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками оптимизации воздействий на природную и преобразованную среду в различных видах действительности.

Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке недавно. Экологическое образование – это процесс признания ценностей и прояснение понятий, способствующих развитию навыков и отношений, необходимых для понимания взаимосвязи человека, его культуры и его биосферы.

Экологическое образование – это ключ к улучшению экологической ситуации и росту экологического сознания.

В связи с этим можно сформировать цели экологического образования:

воспитывать ясное осознание и беспокойство по поводу экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости городских и сельских территорий;

гарантировать каждому человеку возможность получать знания, ценности, навыки, необходимые для участия в защите окружающей среды;

создавать новые поведенческие модели для отдельных людей, групп и общества в целом.

При разработке экологических образовательных программ необходимо отказаться от старых представлений о ребенке как пассивном участнике педагогического процесса и руководствоваться такими идеями и принципами, как общедоступность, адаптивность к уровню подготовки и развития детей, преемственность, дополнительность, свобода выбора, психологическое сопровождение, успешность, сотрудничество детей и взрослых.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса . Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенно ...

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе является урок. Целенаправленное и систематическое музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в школе именно на уроках музыки. Цель уроков музыки в музыкально-эстетическом воспитании и образовании в общеобразовательной школе – в ...

История развития станции юных натуралистов в городе Шадринске
Первый кружок юных натуралистов в г. Шадринске был организован в Доме пионеров и школьников, открытый 5 декабря 1934 года. Руководителем кружка был назначен Юрий Петрович Аргентовский, геолог по профессии, всесторонне одаренный человек, влюбленный в природу и музыку. Под его руководством была обору ...

Категории