Игровая форма организации экологического образования младших школьников

Теория образования » Экологическое образование младших школьников » Игровая форма организации экологического образования младших школьников

Страница 3

• Третья часть игры – почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.

После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.

«Найди пару»

Возраст: от 7 лет и старше

Количество участников:1 – 10 чел.

Оборудование: карточки или природные материалы и карточки.

Продолжительность: 5 – 10 минут

Игровой прием весьма простой – классификация множества по определенному признаку. Тематика любая, вариантов игры очень много. Суть в правильном выборе названия (растения, животного, местности и т.п.) к соответствующему изображению (рисунок, фотография) или предмету (плоды, листья, семена, следы жизнедеятельности и т.п.). Либо, поиск парных карточек. Тематическое содержание будет зависеть от планируемой познавательной задачи.

Примеры игр из этой серии:

«Следопыты» – карточная игра, где игроки (до 10 чел.) имея «фотографии» следов животных на снегу должны подобрать из общей колоды соответствующие карточки-рисунки зверей.

«Собери дерево» – к карточке с изображением листа дерева надо найти плод этого же дерева.

«Кто это?», «Что это?» – к карточкам-рисункам околоводных животных и растений подобрать соответствующее название.

«Найди пару по звуку (по запаху)» – четному количеству участников (до 20 чел.) раздать одинаковые коробочки (удобно от фотопленки) с разным звуковым содержанием с целью найти своего «парного» партнера. Другой вариант, когда двум группам детей раздается одинаковый набор звучащих предметов, каждому играющему с закрытыми глазами – один предмет. Поиск парных звуков проводится участниками не открывая глаз.

«Собери свой корм»

Возраст: 7 – 15 лет

Количество участников: 5 – 25 чел.

Оборудование: простейший вариант – бумажки с подписями или карточки с рисунками, как самих животных, так и их корма. По возможности это могут быть костюмы животных и объемный «корм» из природных материалов или пластилина.

Продолжительность: 30 – 40 минут

Цель: развитие представлений о взаимосвязях в природе на примере «меню» некоторых животных.

Ход игры: Участники получают значок (карточку на веревочке) с изображением животного и мысленно идентифицируют себя с ним. Выйдя на охоту, они должны за фиксированное время (1-3 минуты) набрать наибольшее разнообразие подходящего для них корма – иначе говоря, выжить. Вариантом игры является отдельный сбор летнего и зимнего корма. Затем группа собирается вместе в ведущим в круг, чтобы выслушать каждого участника и решить – выжил ли он. Как правило, многие участники набирают много лишнего корма «на всякий случай» – тогда они должны доказать, что же в их рационе основное, а что – случайное лакомство.

Ведущий по ходу ответов «животных» может давать много интересных сведений об особенностях питания и выживания рассматриваемых видов.

Приложение к игре «Собери свой корм»:

животное

корм летом

корм зимой

белка

семена ели и сосны из шишек (3), лесные орехи (2), желуди (1), грибы (1), ягоды (1), птичьи яйца (1)

семена ели и сосны (5) и летние запасы (3), если найдет: орехи, желуди, грибы

лесная мышь

семена растений (5), травинки (5), грибы (3), насекомые (2) и их личинки (2), дождевые черви (1)

семена ели (5), зеленые части растений (2), кора лиственных (1)

заяц

травянистые растения (5), кора лиственых деревьев и кустарников (2)

кора (5), почки лиственных деревьев и кустарников (2)

лось

травянистые растения (5) водная растительность (3) грибы (1)

кора и ветки деревьев (5): ива, осина, рябина; редко- ель и молодые сосенки, сухая трава (1)

бобр

ветки и кора деревьев (5):ива, осина, реже береза, рябина); корневища водных растений (4); до 300 видов травянистых околоводных растений (3)

ветки и кора деревьев (5): ива, осина, реже береза, рябина; корневища водных растений (1-3)

еж

насекомые (5), дождевые черви (4) лягушки (2), мышевидные грызуны (1), ящерицы (1),

уж

лягушки (5), головастики (4), рыба (4), мыши (2), ящерицы (2), тритоны (3) яйца птиц (2), птенцы (2)

лягушка

насекомые (5) и их личинки (2), головастики (3), дождевые черви (3)

землеройка

насекомые (5), пауки (1), многоножки (1), дождевые черви (4)

зимующие насекомые и их личинки (5)

куница

мыши (5), белки (2-3), мелкие птицы (3), ягоды (2)орехи (2), насекомые (3), яйца птиц (2), мед (1)

мыши (5), белки (2), птицы (3)падаль (2)

лиса

мыши (4), зайцы (3), птицы (2-3), лягушки (1), насекомые (2), падаль (2), ягоды (1)

мыши (5), зайцы (3), птицы (2), падаль (3)

кабан

всеядный : корневища растений, желуди (5), зеленые части растений (4) дождевые черви (3); насекомые (2) и их личинки, грызуны (1), падаль (2)

всеядный (5): корневища растений, желуди, падаль (2)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Педагогический процесс нравственной культуры личности в социальном пространстве
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовыв ...

Творческое мышление и его особенности
В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к понятию творческого мышления. Д.Б. Богоявленская, полагает, что творческое мышление проявляется в умении продолжать мысленную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставиться перед человеком. С ...

Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и системат ...

Категории