• Третья часть игры – почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.
После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.
«Найди пару»
Возраст: от 7 лет и старше
Количество участников:1 – 10 чел.
Оборудование: карточки или природные материалы и карточки.
Продолжительность: 5 – 10 минут
Игровой прием весьма простой – классификация множества по определенному признаку. Тематика любая, вариантов игры очень много. Суть в правильном выборе названия (растения, животного, местности и т.п.) к соответствующему изображению (рисунок, фотография) или предмету (плоды, листья, семена, следы жизнедеятельности и т.п.). Либо, поиск парных карточек. Тематическое содержание будет зависеть от планируемой познавательной задачи.
Примеры игр из этой серии:
«Следопыты» – карточная игра, где игроки (до 10 чел.) имея «фотографии» следов животных на снегу должны подобрать из общей колоды соответствующие карточки-рисунки зверей.
«Собери дерево» – к карточке с изображением листа дерева надо найти плод этого же дерева.
«Кто это?», «Что это?» – к карточкам-рисункам околоводных животных и растений подобрать соответствующее название.
«Найди пару по звуку (по запаху)» – четному количеству участников (до 20 чел.) раздать одинаковые коробочки (удобно от фотопленки) с разным звуковым содержанием с целью найти своего «парного» партнера. Другой вариант, когда двум группам детей раздается одинаковый набор звучащих предметов, каждому играющему с закрытыми глазами – один предмет. Поиск парных звуков проводится участниками не открывая глаз.
«Собери свой корм»
Возраст: 7 – 15 лет
Количество участников: 5 – 25 чел.
Оборудование: простейший вариант – бумажки с подписями или карточки с рисунками, как самих животных, так и их корма. По возможности это могут быть костюмы животных и объемный «корм» из природных материалов или пластилина.
Продолжительность: 30 – 40 минут
Цель: развитие представлений о взаимосвязях в природе на примере «меню» некоторых животных.
Ход игры: Участники получают значок (карточку на веревочке) с изображением животного и мысленно идентифицируют себя с ним. Выйдя на охоту, они должны за фиксированное время (1-3 минуты) набрать наибольшее разнообразие подходящего для них корма – иначе говоря, выжить. Вариантом игры является отдельный сбор летнего и зимнего корма. Затем группа собирается вместе в ведущим в круг, чтобы выслушать каждого участника и решить – выжил ли он. Как правило, многие участники набирают много лишнего корма «на всякий случай» – тогда они должны доказать, что же в их рационе основное, а что – случайное лакомство.
Ведущий по ходу ответов «животных» может давать много интересных сведений об особенностях питания и выживания рассматриваемых видов.
Приложение к игре «Собери свой корм»:
животное |
корм летом |
корм зимой |
белка |
семена ели и сосны из шишек (3), лесные орехи (2), желуди (1), грибы (1), ягоды (1), птичьи яйца (1) |
семена ели и сосны (5) и летние запасы (3), если найдет: орехи, желуди, грибы |
лесная мышь |
семена растений (5), травинки (5), грибы (3), насекомые (2) и их личинки (2), дождевые черви (1) |
семена ели (5), зеленые части растений (2), кора лиственных (1) |
заяц |
травянистые растения (5), кора лиственых деревьев и кустарников (2) |
кора (5), почки лиственных деревьев и кустарников (2) |
лось |
травянистые растения (5) водная растительность (3) грибы (1) |
кора и ветки деревьев (5): ива, осина, рябина; редко- ель и молодые сосенки, сухая трава (1) |
бобр |
ветки и кора деревьев (5):ива, осина, реже береза, рябина); корневища водных растений (4); до 300 видов травянистых околоводных растений (3) |
ветки и кора деревьев (5): ива, осина, реже береза, рябина; корневища водных растений (1-3) |
еж |
насекомые (5), дождевые черви (4) лягушки (2), мышевидные грызуны (1), ящерицы (1), | |
уж |
лягушки (5), головастики (4), рыба (4), мыши (2), ящерицы (2), тритоны (3) яйца птиц (2), птенцы (2) | |
лягушка |
насекомые (5) и их личинки (2), головастики (3), дождевые черви (3) | |
землеройка |
насекомые (5), пауки (1), многоножки (1), дождевые черви (4) |
зимующие насекомые и их личинки (5) |
куница |
мыши (5), белки (2-3), мелкие птицы (3), ягоды (2)орехи (2), насекомые (3), яйца птиц (2), мед (1) |
мыши (5), белки (2), птицы (3)падаль (2) |
лиса |
мыши (4), зайцы (3), птицы (2-3), лягушки (1), насекомые (2), падаль (2), ягоды (1) |
мыши (5), зайцы (3), птицы (2), падаль (3) |
кабан |
всеядный : корневища растений, желуди (5), зеленые части растений (4) дождевые черви (3); насекомые (2) и их личинки, грызуны (1), падаль (2) |
всеядный (5): корневища растений, желуди, падаль (2) |
Статьи по теме:
Педагогический процесс нравственной культуры личности в
социальном пространстве
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовыв ...
Творческое мышление и его особенности
В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к понятию творческого мышления. Д.Б. Богоявленская, полагает, что творческое мышление проявляется в умении продолжать мысленную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставиться перед человеком. С ...
Организация исследования
и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и системат ...