Включение приемов формирования нравственных ценностей во внеклассную работу по знакомству с творчеством В.А. Осеевой

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Включение приемов формирования нравственных ценностей во внеклассную работу по знакомству с творчеством В.А. Осеевой

Страница 5

Последнее произведение В.А. Осеевой - «На катке». Мы использовали приемы «объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя» – для формирования нравственных убеждений, «подбор слов для характеристики персонажей» («составления словарика чувств и настроения героя») и «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения» – для формирования нравственных чувств.

Данное произведение вызвало сложности у детей из-за противоречивого поведения мальчика и неумения дать объяснения, почему он не помог девочке. Мы посчитали целесообразным написать слова, характеризующие этого мальчика, в словарик, и обсудить, какие чувства он испытывал, обратив внимание на то, как вел себя Витя по отношению к девочке сначала и как потом, когда подумал, что школьники смеются над ним. Словарики у детей был заведен еще с первого мероприятия. За день до утренника мы просили детей принести словарики.

Сразу после прочтения, перед тем, как начать обсуждение рассказа, мы использовали прием «написание текста», чтобы дети поделились своими эмоциям, впечатлениями, какие у них вызвал поступок героя. Задание было следующим: «Опишите в тексте свои эмоции и чувства, которые вызвал у вас поступок мальчика. Почему мальчик бросил девочку? Подумайте, а как бы поступили в данной ситуации?» Приятно отметить, что поступок героя вызвал у детей чувство негодования, многие дети написали, что не бросили бы девочку, а помогли бы ей.

Также в утренник были включены такие виды работы, как обсуждение ситуаций нравственного характера, игры, например, «Азбука добрых слов», «Комплимент», чтение стихотворений. Всё это помогало усилить приемы.

Третье мероприятие – литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости». Данное мероприятие является заключительным в нашей серии мероприятий, направленных на формирование нравственных ценностей, и предполагает большую долю самостоятельности учеников. Целью литературного ринга является раскрытие на материалах литературных произведений значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей, развитие у детей чувства взаимопонимания, поддержки, воспитание любви к художественной литературе.

Литературный ринг включал работу с тремя произведения В.А. Осеевой «Хорошее», «До первого дождя» и «Навестила». Объем данных произведений позволял детям ознакомиться с текстами во время мероприятия.

Для рассказа «Хорошее» были выбраны приемы «оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя», «написание письма литературному герою». Первый прием реализовывался через индивидуальные вопросы, которые ученикам раздали на карточках: «Что хорошего сделал Юрик?», «Можно ли назвать Юру внимательным?», «Как бы ты поступил на его месте? Почему?». Отвечая на вопросы, дети приходили в к выводу, что думать о хорошем и совершать хорошие дела – это не одно и то же.

Второй прием, который был использован нами - «написание письма литературному герою». Дети с удовольствием выполняли это задание, давали советы Юре, как надо было поступить, чтобы всем было хорошо.

Второй рассказ В.А. Осеевой, с которым дети знакомились во время ринга, назывался «До первого дождя». В нем мы использовали прием «оправдание оступившегося героя». Детям после прочтения было дано задание подумать, можно ли оправдать Машу и почему. Большинство детей ответили, что девочке можно найти оправдание, т.к. Маша в конце покраснела, значит ей стало стыдно. Ещё одни прием, который мы использовали в данном мероприятии - «подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя)». Детям было дано следующее задание: «А теперь откройте свои словарики чувств и настроения героя и запишите, какая была Маша по характеру, какие чувства могла испытывать Таня, когда ее подруга не поделилась с ней плащом». Детям давалось на это пять-десять минут, после чего желающие зачитывали свои характеристики вслух.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Воспитательный дом в Москве
Воспитательный дом в Петербурге (1772 г.) Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год) Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год) Коммерческое училище (1772 год). Все это были строго сословные закрытые учебные з ...

Особенности детей юношеского возраста
Границы юношеского возраста примерно совпадают с обучением детей в 10-11 классах 16-17 лет, но фактическое вступление подростковый возраст может не совпадать с переходом в 10 класс и происходить на год раньше или позже. Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...

Роль педагога и родителей в обучении ребенка спортивным упражнениям
Педагогу по ФИЗО необходимо побудить к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком, являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Для этого нужно решить несколько задач: 1. Объяснить родителям о необходимости заботиться о правильном развитии у ребенк ...

Категории