Также в литературный ринг был включен рассказ «Навестила». Здесь нами были использованы приемы «объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя», «сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения» и «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения».
Первый прием реализовывался после прочтения произведения через вопросы заданные детям («Можно ли назвать Мусю внимательной? Отзывчивой?»). Особое внимание детей обращалось на то, что Муся была невнимательной по отношению к своей подруге и поэтому не помогла ей, не заметила, как ей плохо.
Второй прием реализовывался так: учащихся вызывали к доске и спрашивали: «Были ли у вас такие ситуации? Как бы вы поступили, оказавшись на месте Муси или Вали? Как вы думаете, какие чувства испытывала Валя?» Прием способствовал формированию у детей эмпатии, сочувствия, сострадания, отзывчивости. Дети делились своими чувствами, переживаниями, сравнивали свои чувства и чувства девочек.
Третий прием по работе с этим рассказом – «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения». Детям было дано десять-пятнадцать минут на выполнение этого задания. Затем некоторые тексты по желанию зачитывались вслух и велось коллективное обсуждение. Многие дети написали, что Муся невнимательная по отношению к своей подружке, они осуждали Мусю и жалели Валю, сочувствовали ей.
В мероприятие, помимо работ с произведениями В.А. Осеевой, были включены различные подвижные игры, способствующие лучшему усвоению нравственных ценностей. Например, использовалась игра «Кто это». Детям необходимо выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: «Это мальчик. Он любознательный, очень веселый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета». С этим партнером нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами. С помощью этой игры дети вспоминали положительные качества своих товарищей. Также работа по формированию нравственных ценностей на данном мероприятии была усилена еще и тем, что две команды сами задавали друг другу вопросы по тексту нравственного содержания, о доброте, дружбе и отзывчивости.
Все приемы в запланированных нами мероприятиях были удачно реализованы. Для детей такая работа была интересна, познавательна и носила воспитывающий характер, они активно включались в работу и с охотой делились своими чувствами и переживаниями.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, результаты которого описаны в п. 2.3.
Статьи по теме:
Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в конструктивной
деятельности
Говоря о положительном влиянии конструирования на овладении ребенком способами мыслительной деятельности, нельзя не отметить, что не всякое обучение решает эту важную задачу. Чтобы обучение было эффективным, действительно развивающим, оно должно быть организовано, с одной стороны, с учетом особенно ...
Рекомендуемые игры с рождения до 3-х лет
Первый месяц жизни. Цель игры: приучить малыша к разнообразным движениям. Ход игр: сначала мама ласково поглаживает младенца, говорит ему хвалебные слова, о том, как она его любит. Затем мама кладет ребенка в разные положения: на живот, на спину, на бок. В результате этой игры малыш учится двигать ...
Работа над уточнением и объяснением словарных слов
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...