Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе

Страница 2

При ответе на вопросы анкеты на контрольном этапе дети более свободно высказывали свое мнение о ценностях, старались дать полные ответы, практически никто из детей больше не давал ответы «не знаю» или ставил прочерк. На вопрос «почему доброта хорошее качество?» некоторые давали ответы «Доброта делает мир ярче, светлее». Учащиеся привели хорошие примеры добрых поступков «помог маме, накормил щенка (котенка), перевел бабушку через дорогу, убрался дома, помог однокласснику» и т.д. Меньше всего сложностей у детей по-прежнему вызвали вопросы про честность. Почти все написали, что честность - «это когда человек не врет, говорит правду». На вопросы «должен ли человек быть внимательным к другим людям» и «должен ли человек уважать других людей и почему» многие давали ответы «потому что, если ты будешь внимательным (уважительно) относится, то и к тебе будут», «потому что людям приятно, когда к ним относятся внимательно, уважительно». На вопрос «любовь и уважение – это одно и то же или нет?» практически все ответили «нет» и смогли дать обоснованный ответ: «любят просто так, а уважают за что-то». Приятно отметить, что на констатирующем этапе мало кто смог ответить на вопрос «В чем проявляется твое уважение к другим людям?», но после проведения внеклассных мероприятий дети давали самые разнообразные ответы «помогаю другим», «перевожу стареньких через дорогу», «говорю приятные слова», «не грублю», «делаю человеку приятно» и т.д. Из ответов учащихся было видно, что некоторые дети стали лучше осознавать те или иные нравственные ценности. Четко сформулированные ответы на вопросы являются свидетельством того, что у детей начался процесс формирования нравственных убеждений.

Устойчивость ценностных убеждений у 6 детей проявлялась ярко, у 9 проявлялась частично, у остальных не проявлялась вовсе.

В задании, где нужно было ответить на вопросы после прочтения текста, дети старались отвечать полными хорошими ответами, практически никто не писал «не знаю» или ставил прочерк. Это говорит о том, что ответы школьников выстраивались на основе нравственных убеждений. Важно отметить, что на контрольном этапе большинство детей давали ответы не предложениями из самих текстов, а старались высказать свою точку зрения, записывали свои мысли и идеи. Например, после рассказа В.А. Осеевой «Почему?» были даны вопросы «Правильно ли поступил Паша, что соврал? Почему?». Все дети ответили «Нет», а на вопрос «Почему?» многие давали ответы: «Потому что врать нельзя», «Он был нечестным, из-за него наказали собаку», «Из-за вранья пострадала собака Бум». Также в качестве примера можно привести текст «Миша пришел из школы. Снял пальто и шапку, бросил их на стул и вбежал в кухню со словами: «Бабушка, давай скорее есть!» Но бабушки дома не оказалось. Миша открыл холодильник, достал колбасу, выпил стакан молока и побежал гулять. Когда бабушка вернулась, в кухне на столе лежала колбаса, стоял грязный стакан, а дверца холодильника была приоткрыта. Бабушка тяжело вздохнула». После данного текста были вопросы «Можно ли назвать Мишу внимательным, предупредительным? Почему?». На первый вопрос все учащиеся ответили «Нет», а на второй «Потому что внук не подумал о бабушке», «Миша не подумал о том, что бабушке придется убирать за ним», «Он не задумался о бабушке».

В методе незаконченных предложений учащиеся по-прежнему, как и на констатирующем этапе, давали односложные, поверхностные ответы в одно-два слова, которые носили формальный характер. По ответам сложилось впечатление, что учащиеся отнеслись не серьезно к данному заданию и старались побыстрее ответить, особо не задумываясь над ответами. Однако, встречались дети, которые писали окончание предложений более осмысленно. Например, предложение «Если мой друг в беде, то я…» некоторые дети заканчивали «Помогу и поддержу». Предложение «Когда я сижу в автобусе и вижу, что в автобус вошли бабушка или дедушка, я…» школьники заканчивали «Уступлю им место и предложу сесть», «Им уступлю и скажу «присаживайтесь». В предложение «Когда я вижу бабушку с тяжелыми сумкам, я…» учащиеся писали «Помогу ей донести сумки», «Отнесу сумки куда ей надо».

Из списка желаний больше половины детей выбрали нравственные ценности, а не материальные. Это говорит о том, что они стали задумываться над нравственной составляющей своей жизни, нравственность стала приобретать ценность для детей. Приятно отметить, что никто из учащихся не выбрал лишь одни материальные ценности. Это доказывает, что многие дети нравственные ценности поставили выше удовлетворения своих материальных потребностей, что косвенным образом подтверждает наличие нравственных ценностей в системе ценностных ориентаций детей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Познавательно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, носит преимущественно эмоционально-образный характер, основывается на том, что каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Происходит развитие р ...

Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с ...

Факторы развития девиации у подростков
Подростковый возраст является возрастом критических периодов роста (12-15 лет) и развития (15-16 лет). Это возраст бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижнего мозгового придатка), особенно его передней доли, гормоны которой стимул ...

Категории