ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования

Теория образования » Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры » ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования

Страница 1

В марте 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 были введены в действие Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.

Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы - развитие каждого ребенка.

ФГТ являются вместе с "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования, а также инструментом обеспечения и основой системы государственной оценки его качества.

Данные требования, как и требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, безусловно, являются необходимыми и своевременными, прежде всего для обеспечения преемственности с начальным общим образованием.

Дети, которые сегодня посещают подготовительные группы, должны готовиться к школе в соответствии с новыми стандартами, которые предполагают сформированность у них предпосылок универсальных учебных действий.

Готовность к школе заключается не в том, чтобы научиться читать, считать и т.п., а прежде всего в освоении ведущей в этом возрасте сюжетно-ролевой игровой деятельности. Только в игре, а не на занятиях школьного типа закладываются предпосылки будущей учебной деятельности (интегративные качества). Сегодняшним дошкольникам некогда играть ни в детском саду, ни дома. До появления требований, при отсутствии стандартов дошкольного образования детские сады или сами родители готовили детей к школе каждый по-своему. В свою очередь, школы выставляли неоправданные требования готовности ребенка к школе. Некоторые школы до сих пор выставляют требование, по которому будущий первоклассник должен читать со скоростью не менее 25, а в некоторых школах и до 75 слов в минуту. Заметим, что по новым стандартам начального общего образования минимальная скорость чтения в конце первого класса, позволяющая перейти во второй класс, составляет 15 слов в минуту при условии, что, читая с такой скоростью, ребенок понимает прочитанное.

В требованиях, в разделе "планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования" указывается на то, что результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы, а не пресловутые зуны (количественный показатель). Последние не могут рассматриваться в качестве главных, ключевых результатов освоения образовательной программы для детей дошкольного возраста, однако это не означает, что они должны быть отвергнуты полностью. Просто из категории цели (результата) они переходят в категорию средств, способствующих развитию ребенка.

Решение о включении в ФГТ "портрета" ребенка, т.е. того, каким мы хотели бы его видеть перед поступлением в школу, является на сегодняшний день большим шагом вперед. Потому ФГТ как раз и призваны упорядочить процесс подготовки детей к школе, а точнее, преемственности между процессом развития интегративных качеств дошкольников и процессом развития универсальных учебных действий на начальной ступени общего образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Новый статус современного учителя
Какие проблемы и резервы практической реализации направлений НОИ «Наша новая школа», ФГОСов второго поколения уже встают перед учительским корпусом российской школы и видятся преподавателю, работающему на курсах повышения квалификации учителей и администраторов школ? В статье рассматривается одна и ...

Связь логического и образного мышления и обучения
Автор исходит из того, что естественный язык является базой, на которой строятся научные языки. Естественнонаучные языки, то есть естественные языки, обогащенные научной терминологией, составляют основной массив научного языка. Поэтому такие фундаментальные характеристики естественного языка, как о ...

Основные группы конфликтов в педагогическом коллективе
В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа – профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфл ...

Категории