- Составьте предложение о том, какая это музыка. (Она была грустная.)
- Запишем эти предложения с комментированием
- А теперь составьте предложение, употребив антонимы. (Она была веселая)
- Какую роль играют в этих предложениях антонимы?
(Для того, чтобы подчеркнуть противоположность )
Ребята, как мы увидели, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. Но у них есть и другая функция.
- Запишите предложения под диктовку, найдите антонимы.
- Какую роль здесь выполняют эти слова?
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь.
(Антонимы помогают нам представить эту картину: тёплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути).
Дифференцированная работа
- Прилагательные – антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках. Я предлагаю вам работу с пословицами по выбору. Познакомьтесь со всеми заданиями и выберите для выполнения то, которое вам по силам. При выполнении этой работы вы можете использовать словарь антонимов.
(Работа осуществляется в разделе «Задания», Дифференцированная работа с антонимами. При клике мышкой на название «Работа с антонимами», появляется три разноуровневых варианта работы. Ученикам необходимо самостоятельно выбрать вариант и поработать над его решением)
Спишите, подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению.
Веревка хороша длинная, а речь – короткая.
Осенью дни ненастные, а весной ясные.
Вставьте в пословицы нужные по смыслу слова
: дело лучше: безделья.
: сторона мать, а: - мачеха.
Слова для справок: большой, маленький, родная, чужая.
Вспомните пословицы, в которых есть следующие антонимы и запишите их.
Старый – новый
Большой – маленький
Добрый – злой
Данное задание позволяет организовать дифференцированную работу, продолжить формирование знаний о функциональных особенностях имен прилагательных в речи. Использование веб-сайта дает преимущества в систематизации работы и комплексном подходе в организации учебного процесса.
Фрагмент урока русского языка №3
Тип урока: урок закрепления материала.
Цель урока: обобщить знания о том, что такое «имя прилагательное».
Задачи:
обобщение и систематизация знаний по теме на основе умений учащихся:
устанавливать связи между именами существительными и прилагательными;
выделять имя прилагательное из массива слов;
продолжить воспитание самостоятельности;
продолжить развитие творческих способностей учащихся;
формирование коммуникативной культуры школьников, потребности в достижении обозначенной цели.
В рамках данного задания на сайте предложены изображения гномов с различными эмоциями. Ученикам предлагается описать их (либо написать сочинение, если это задание предлагается в качестве домашней работы). Данное задание направлено на формирование умения употреблять имена прилагательные в речи, на формирование знаний морфологических признаков имен прилагательных, а также на знание его функциональных особенностей.
После проведения программы, в рамках которой использовался электронный образовательный ресурс, был проведен повторный срез. При его проведении использовался тот же диагностический инструментарий, что и в первом констатирующем эксперименте.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы включал в себя проведение сравнительного анализа результатов и оценку эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию понятия «имя прилагательное»
Для того чтобы проверить насколько эффективен для формирования понятия «имя прилагательное» был разработанный нами веб-сайт, мы повторно провели констатирующий срез.
Таблица 9
Уровень знаний обобщенного значения имен прилагательных
Уровень знаний | ||||||
низкий |
средний |
Высокий | ||||
кол-во человек |
% |
кол-во человек |
% |
кол-во человек |
% | |
Контрольный класс |
7 |
28 |
12 |
48 |
6 |
24 |
Экспериментальный класс |
7 |
28 |
11 |
44 |
7 |
28 |
Статьи по теме:
Критерии индивидуального подхода к ученикам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника. Среди этих учащихся, в ...
Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование у ребенка социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», социально-коммуникативной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на ...
Особенности развития устной речи глухих дошкольников
Глухие дети имеют специфические особенности развития психических процессов. Изучением познавательного развития детей с нарушением слуха занимались такие ученые, как Ж.И. Шиф, Л.В. Нейман, Т.В. Розанова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др. У детей младенческого возраста с недостатками слуха развитие в ...