Копилка педагога для работы с нарушениями чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Копилка педагога для работы с нарушениями чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 6

Вычленение звука из начала и конца слова: определить в слове первый звук, последний звук, место звука в слове.

Определение последовательности звуков в слове.

Определение количества звуков в слове.

Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука)

Выделение (узнавание) звука вначале определяется по слуху или на основе собственного произношения, затем только по слуху или только на основе собственного произношения, и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане. Определение последовательности звуков в слове, количества звуков в слове, места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука), работа по формированию и развитию сложных форм фонематического анализа организуется по этапам:

Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Формирование фонематического анализа в речевом плане.

Формирование фонематического анализа в умственном плане.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы - речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Работу по дифференциации звуков проводят с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи. Использование кинестезии при дифференциации звуков требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения, тщательной отработки логопедических упражнений по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи.

Совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляяется более успешно в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Коррекция дислексий у младших школьников с умственной отсталостью требует длительного времени и терпеливой настойчивости.

Чтение – сложный психофизический процесс, осуществляющийся благодаря деятельности анализаторов различных систем мозга: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Нарушения чтения отрицательно влияют на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие детей. Проблемы с нарушениями чтения неизменно возникают при обучении детей с умственной отсталостью, т.к. процесс овладения чтением таких детей отличается качественным своеобразием и большими трудностями, которые проявляются в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова и нарушение понимания прочитанного. Умственная отсталость определяется как нарушение общего психического и интеллектуального развития, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, и имеет стойкий, необратимый характер. Среди умственно отсталых младших школьников широко распространены дислексии, сопровождающиеся нарушениями устной речи и нарушениями письма. Дислексии – расстройства процесса овладения чтением, проявляющиеся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Характер проявлений дислексий определяется их механизмом и видом, а также этапом формирования навыка чтения. Для младших школьников с УО характерны фонематические дислексии, связанные с несформированностью слухопроизносительной дифференциации фонем и с недоразвитием функции фонематического анализа. Затруднения вызывают процессы усвоения букв, слияние звуков в слоги, узнавание и понимание прочитанного. Букварный период чтения у детей с УО занимает длительное время, но далеко не все овладевают навыком чтения по букварю. Смысловые догадки проявляются у младших школьников с умственной отсталостью очень слабо, скорость чтения гораздо медленнее нормы, наблюдается много регрессий. Овладение грамотой является важнейшим условием адаптации аномальных детей. В связи с этим чрезвычайно важным в работе педагогов специальных (коррекционных) школ являются знание современных представлений о симптоматике, механизмах дислексии у младших школьников с умственной отсталостью, умение диагностировать нарушения чтения и навыки коррекционной работы. Методика коррекции фонематической дислексии опирается на развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематического восприятия. Развитие языкового анализа и синтеза заключается в систематической работе по направлениям: 1) развитие анализа предложений на слова; 2) развитие слогового анализа и синтеза;3) формирование фонематического анализа и синтеза. Формирование фонематического анализа и синтеза проводится в последовательности: выделение (узнавание) звука на фоне слова; вычленение звука из начала и конца слова; определение последовательности звуков в слове; определение количества звуков в слове; определение места звука по отношению к другим звукам. Выделение звука вначале определяется по слуху или на основе собственного произношения, затем только по слуху или только на основе собственного произношения, и, наконец, по представлениям, в умственном плане. Формирование и развитие сложных форм фонематического анализа организуется по этапам: с опорой на вспомогательные средства; в речевом плане; в умственном плане. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный), с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи. Совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Коррекция дислексий у младших школьников с умственной отсталостью требует длительного времени и терпеливой настойчивости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Статьи по теме:

Цель артикуляционной гимнастики
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно , так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. В пр ...

Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в конструктивной деятельности
Говоря о положительном влиянии конструирования на овладении ребенком способами мыслительной деятельности, нельзя не отметить, что не всякое обучение решает эту важную задачу. Чтобы обучение было эффективным, действительно развивающим, оно должно быть организовано, с одной стороны, с учетом особенно ...

Ораторами не рождаются
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Поскольку, родителям так или иначе приходится быть основными учителями для своего ребенка, важно ...

Категории