Копилка педагога для работы с нарушениями чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Копилка педагога для работы с нарушениями чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 4

В протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения эксперимента все признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части. Оценка результатов:

10 баллов - ребенок получает, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

8–9 баллов - речь ребенка оценивается тогда, когда в ней не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6–7 баллов - ребенок зарабатывает при наличии 6–7 разных признаков.

4–5 баллов - дается за присутствие в речи 4–5 разных признаков.

2–3 балла – в речи присутствуют 2–3 признака.

0–1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1–2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний

2–3 балла – низкий

0–1 балл – очень низкий

Методика "назови слова"

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, на выполнение всего задания – 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов:

10 баллов –40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8–9 баллов – от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6–7 баллов – от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4–5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2–3 балла – от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний

2–3 балла – низкий

0–1 балл – очень низкий

Методика "расскажи по картинке"

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 1 и рис. 2. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 3 и рис. 4.

Методика подходит также для младших школьников с умственной отсталостью. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. Педагог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования по методике "Расскажи по картинке"

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употреб-ления

1

Существительные

2

Глаголы

3

Прилагательные в обычной форме

4

Прилагательные в сравнительной степени

5

Прилагательные в превосходной степени

6

Наречия

7

Местоимения

8

Союзы

9

Предлоги

10

Сложные предложения и конструкции

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Смысл действия деления
Действие деления рассматривается в начальной школе как действие, обратное умножению. Деление – это обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. С теоретико–множественной точки зрения смыслу деления соответствует операция разбие ...

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психо ...

Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в конструктивной деятельности
Говоря о положительном влиянии конструирования на овладении ребенком способами мыслительной деятельности, нельзя не отметить, что не всякое обучение решает эту важную задачу. Чтобы обучение было эффективным, действительно развивающим, оно должно быть организовано, с одной стороны, с учетом особенно ...

Категории