Копилка педагога для работы с нарушениями чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Копилка педагога для работы с нарушениями чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 2

По сюжетной картинке (без предварительного названия предметов) назвать слова из одного, двух или трех слогов.

Упражнения по разрезной азбуке: составить слоги различной структуры из букв, изменить порядок звуков в слоге, сложить пары слогов, состоящих из одинаковых звуков (мо-ом, ша-аш), записать слоги, начинающиеся с гласного звука, оканчивающиеся гласным звуком, записать под диктовку открытые и закрытые слоги

5.Цель: упражнения на выделение и определение ударного слога в слове

Назвать ударный (самый громкий) слог слова: которые начинаются с ударного слога, с ударением на последнем слове (двухсложные, трехсложные), трехсложные с ударением в середине слова.

Длительно тянуть ударный слог слова (или ударный гласный).

Назвать ударный гласный слова.

Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение: слоги обозначать прямоугольниками, ударение наклонной черточкой над прямоугольником (слогом).

Подобрать слова к схемам слов с различным местом ударения.

Разложить картинки под схемами.

Изменить ударение в словах (назвать другую форму слова).

Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.

Придумать трехсложные слова с ударением на 1-м, 2-м, 3-м слоге.

Отобрать картинки на слова с ударением на 1, 2, 3 слоге

Разложить картинки на трехсложные слова под цифрами 1, 2, 3 с ударением соответственно на первом, втором, третьем слоге.

Отметить в записанных словах ударение.

Формирование фонематического анализа и синтеза

Цель: Выделение звука на фоне слова, связь звука со зрительным образом. Вначале задавать согласные в начале или в конце слова, потом можно предлагать слова, в которых заданный звук будет в середине слова

Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

Разделить страницу по вертикали на две части, с одной стороны записать букву, с другой прочерк. Педагог читает слова, если в данном слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если нет – ставят крестик под прочерком.

Повторить вслед за педагогом слова с заданным звуком и показать соответствующую букву.

Выделить из предложения слово, включающее данный звук, показать соответствующую букву.

Подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук

Например: Выделение звука Р на фоне слова

Педагог читает слово, дети поднимают карточку с буквой Р, если звук есть

Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук Р.

По сюжетной картинке назвать слова со звуком Р.

Придумать слова со звуком Р.

Назвать животных, фрукты, овощи … в названиях которых есть звук Р.

К предложенному слогу добавить слог со звуком Р и получить слово

Если в слове слышится звук Р, дети пишут букву Р, если нет - прочерк.

Педагог читает часть предложения, дети выбирают картинки, в названии которых есть звук Р, и дополняют предложение соответствующим словом.

Игра в лото: Детям дают карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не включающие его, а также квадратики с буквой Р и без неё. Педагог называет слова, дети находят соответствующую картинку, определяют, есть ли в слове звук Р, если есть – накрывают картинку квадратиком с буквой Р, если нет – пустым цветным квадратиком.

Методика: "выяснение пассивного словарного запаса"

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Процедура проведения данной методики состоит в следующем: ребенку зачитывается первое слово из первого ряда "велосипед" и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда должен будет выбрать слово "самолет", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл". Если с первого раза (после первого прочтения) очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, педагог фиксирует ошибку и читает следующий ряд:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Рекомендации по формированию положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя
По результатам проведённого исследования мы можем составить рекомендации по формированию положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя для студентов, готовящихся к практике. Кроме того, мы считаем возможным, использовать эти рекомендации и при прохождении педагогическо ...

Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и ...

Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Аттестации не подлежат: – педагогические работники, проработавшие в занимаемой д ...

Категории