Особым специфическим моментом эстетического воспитания является гедонистический эффект: формирование личности протекает в форме переживания эстетического наслаждения, что делает этот процесс радостным. Наиболее действенно усвоение эстетических умений и знаний протекает в «игровой ситуации»: мысли человека оттачиваются в обстановке бескорыстия, при усиленной внутренне работе сознания.
Эстетическое воспитание решает компенсаторные задачи, отвлекая человека от горестных жизненных переживаний и готовя его к борьбе за улучшение мира и своего положения в нем. Такие решения просветительно-эвристическая задача – помогает личности духовно общаться новыми знаниями и эстетическим опытом. Кроме того, функциональным особенностям эстетического воспитания являются:
– артистизм – оттачивание и совершенствование чувств, вкусов человека, его облика и жизненного поведения;
– ценностно–ориентационный эффект – привитие личности способности оценивать явления действительности и искусства;
– креативность – пробуждение в человеке художника, развитие способности к творческому восприятию мира к творческому характеру деятельности.
Труд – одна определяющих характеристик человеческого существования в мире. Человек – субъект труда. Труд является первоосновой формирования эстетического отношения человека к миру. В труде сформулировалось все «богатство субъективной человеческой чувствительности» – Маркс К. Энгельс.
В труде были освоены такие свойства предметов и явлений, как ритм, пропорция, симметрия, соразмерность. Необходимость идеального, внутреннего плана деятельности, предшествующего практическим операциям развивала воображение человека, что обеспечивало целесообразность трудового процесса. Эстетическое отношение связано с установкой сознания на выразительности явлений. Глубокие знания, переживание материала обеспечивает максимальное использование его свойств и возможности преобразования. В этом многостороннем отношении к материалу формируется мастерство как способность полного осуществления целей, задач, установок деятельности.
В результате труда человек «создает самого себя в созданном им же мире».
Таким образом, мы выяснили, что развитие человеческого труда и эстетического становление личности – процесс, взаимосвязанный и взаимоопосредованный.
Эстетическое воспитание в труде – одна из разновидностей эстетического воспитания как целостности, как системы. Какой бы трудовой деятельностью не занимался человек, в ней реализуется тот потенциал эстетического опыта, который с детства закладывается в него. Трудовая деятельность становится приоритетной в выборе эстетических ценностей, средств, приемов, которые сообщают самому эстетическому воспитанию динамичный, организованный характер.
В оценке признаков эффективности эстетичного воспитания в труде учащихся в качестве доминантных выступают такие понятия как красота, изящество, элегантность. В центре внимания – сам человек со всем богатством его эстетических возможностей, запросов, творческих устремлений.
Ведя речь об эстетическом воспитании в труде, следует выделить четыре базовые смысловые позиции.
Позиция первая:
Статьи по теме:
Развитие у школьников интереса к предмету
В настоящее время приходится констатировать факт снижения интереса к учению, к предмету, хотя при этом необходимо учитывать, что с возрастом у ребят появляется избирательность в интересах к отдельным предметам или учебным дисциплинам, это явление плохим не назовешь. Однако общая тенденция снижения ...
Цели географического образования
В рамках вышеизложенного не вполне ясно, по какому пути должно идти совершенствование географического образования. Должна ли география войти частью в более широкий курс поведенческих дисциплин (пока обычно не преподаваемый в школе) и, следовательно, быть сокращена по объему или же стать основой инт ...
Особенности применения соревновательного метода на уроке
физической культуры
Соревновательный метод физического воспитания при работе с детьми младшего школьного возраста наиболее приемлемо применять в форме, близкой к игровому; основное отличие здесь – обязательное наличие победителя. Главное средство здесь – командные подвижные игры с элементами спортивных игр и различные ...