Уровни сформированности зрительных представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием

Теория образования » Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования » Уровни сформированности зрительных представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием

Страница 5

Качественный анализ общего состояния уровней сформированности показал, что детям легче даётся восприятие эталонов цвета. Узнавание и называние цветового спектра, знание основных цветов дается детям легче, чем соотнесение цвета как признака предмета. А классификация предметов по цвету проще, чем построение цветоряда.

На втором месте дифференциация величины. Учащимся оказалось легче показать большой и маленький предмет, выстроить предметный ряд, чем назвать и указать форму предмета. Среди заданий на дифференциацию предметов по величине - сравнение вызвало меньше затруднений. Умение определять и называть основные геометрические фигуры и дорисовывание их проще, чем соотносить форму с реальным предметом.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено общее состояние развития умений у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием дифференцировать сенсорные эталоны.

0 уровень (9%) - школьники не приступили к заданию по тем или иным причинным, отказались и не пошли на контакт.

1 уровень (34%) - дети приступили к выполнению задания, проявили заинтересованность, старались, даже некоторые пытались дать совета другим, задание было выполнено неправильно.

2 уровень (36%) - дети с удовольствием выполняли задание, активно участвовали в процессе. Но испытывали незначительные затруднения при выполнении и обращались к помощи учителя или товарищей, задания выполнили до конца, несколько учащихся пытались провести проверку соей работы.

3 уровень (21%) - все задания выполнены без особых затруднений. Дети активно и с интересом выполняли все предложенные упражнения, задания выполняли быстро и качественно. Если возникали какие-то затруднения, сначала пытались сами разобраться, а уже потом обратиться за помощью к учителю.

Проблема исследования изобразительной деятельности, как средства коррекции зрительных представлений умственно отсталых школьников, являясь актуальной в современной педагогике и психологии, интересовала таких видных учёных и деятелей науки, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, М.М. Нудельман, И. М Соловьёв, Г.М. Дульнев и др.

В данной работе проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, который раскрывает саму сущность зрительных представлений, особенности этого процесса у школьников с интеллектуальным недоразвитием, развитие представлений в онтогенезе.

С учётом особенностей и возможностей детей был разработан и проведён констатирующий эксперимент, целью которого было практическое изучение состояния особенностей представлений о цвете, форме, величине детей школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием первого класса.

В ходе проведенного практического исследования с использованием серии экспериментальных заданий, мы выяснили, что детям с интеллектуальным недоразвитием свойственно значительное отставание в развитии восприятия, представлений и отражения формы, цвета и величины в рисунках. Они воспринимают и осознают предметы упрощённо, без личных деталей, цвет при этом, воспринимается и осознаётся тоже не точно. Страдает не только полнота восприятия формы предметов и их цвета, но и взаимоотношения объёма, цвета, формы и других пространственных признаков воспринимаемых объектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Обеспечение качества и условий – задача ДОУ
На выходе из детского сада дети находятся на разном уровне психического и физиологического развития, и это нормально. В связи с этим возникает вопрос: должен ли детский сад стремиться нивелировать эти отличия и путем специальных, так называемых развивающих, программ. Пытаться искусственно ускорить ...

Содержание экологического образования
В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоциальной системе «человек-общество-природа» следует прежде всего внедрять в экологическое образование и воспитание, а к ...

Формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя как педагогическая проблема
Отвечая на вопрос, что же определяет выбор профессии, Е.А. Климов намечает восемь основных факторов: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способнос ...

Категории