Уровни сформированности зрительных представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием

Теория образования » Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования » Уровни сформированности зрительных представлений о цвете, форме и величине у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием

Страница 5

Качественный анализ общего состояния уровней сформированности показал, что детям легче даётся восприятие эталонов цвета. Узнавание и называние цветового спектра, знание основных цветов дается детям легче, чем соотнесение цвета как признака предмета. А классификация предметов по цвету проще, чем построение цветоряда.

На втором месте дифференциация величины. Учащимся оказалось легче показать большой и маленький предмет, выстроить предметный ряд, чем назвать и указать форму предмета. Среди заданий на дифференциацию предметов по величине - сравнение вызвало меньше затруднений. Умение определять и называть основные геометрические фигуры и дорисовывание их проще, чем соотносить форму с реальным предметом.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено общее состояние развития умений у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием дифференцировать сенсорные эталоны.

0 уровень (9%) - школьники не приступили к заданию по тем или иным причинным, отказались и не пошли на контакт.

1 уровень (34%) - дети приступили к выполнению задания, проявили заинтересованность, старались, даже некоторые пытались дать совета другим, задание было выполнено неправильно.

2 уровень (36%) - дети с удовольствием выполняли задание, активно участвовали в процессе. Но испытывали незначительные затруднения при выполнении и обращались к помощи учителя или товарищей, задания выполнили до конца, несколько учащихся пытались провести проверку соей работы.

3 уровень (21%) - все задания выполнены без особых затруднений. Дети активно и с интересом выполняли все предложенные упражнения, задания выполняли быстро и качественно. Если возникали какие-то затруднения, сначала пытались сами разобраться, а уже потом обратиться за помощью к учителю.

Проблема исследования изобразительной деятельности, как средства коррекции зрительных представлений умственно отсталых школьников, являясь актуальной в современной педагогике и психологии, интересовала таких видных учёных и деятелей науки, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, М.М. Нудельман, И. М Соловьёв, Г.М. Дульнев и др.

В данной работе проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, который раскрывает саму сущность зрительных представлений, особенности этого процесса у школьников с интеллектуальным недоразвитием, развитие представлений в онтогенезе.

С учётом особенностей и возможностей детей был разработан и проведён констатирующий эксперимент, целью которого было практическое изучение состояния особенностей представлений о цвете, форме, величине детей школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием первого класса.

В ходе проведенного практического исследования с использованием серии экспериментальных заданий, мы выяснили, что детям с интеллектуальным недоразвитием свойственно значительное отставание в развитии восприятия, представлений и отражения формы, цвета и величины в рисунках. Они воспринимают и осознают предметы упрощённо, без личных деталей, цвет при этом, воспринимается и осознаётся тоже не точно. Страдает не только полнота восприятия формы предметов и их цвета, но и взаимоотношения объёма, цвета, формы и других пространственных признаков воспринимаемых объектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Методы и приемы развития фонематических процессов
Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются: Программ ...

Основные дидактические концепции
Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что содержание и г ...

Учет и оценка знаний учащихся, критерии оценок
Учет знаний, контроль, оценка. Учет производственного обучения выполняет две основные функции. Во-первых, учет – это система организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения. Вместе с тем учет и с ...

Категории